utopia

Несколько лет тому назад одна ультралевая группа решила написать брошюру о бесклассовом обществе. Как часто бывает, группа распалась не только до наступления бесклассового общества, но и до завершения написания брошюры. Незаконченная брошюра, тем не менее, осталась. Она и предлагается вниманию читателей.

Многие вещи в брошюре звучат наивно, многие имеют дискуссионный характер. Но именно в качестве материала для дискуссии она и интересна.

Разные главки брошюры писались разными людьми. Это объясняет как разный стиль изложения, так и разную степень проработки проблемы.

К брошюре примыкает по замыслу статья «Координаты утопии», которую мы публикуем отдельно.

Введение.

Каким будет наше общество? За какое общество следует бороться? Во всех этих вопросах следует разобраться тому, кто не равнодушен к социально-политической жизни, происходящей у нас в стране и на нашей планете. А ведь как раз то, в каком обществе мы хотим жить, у обычного человека не спрашивают. Вместо этого нам предлагают разбираться в маловажных вопросах, не касающихся даже нашей непосредственной жизни — всё для того, чтобы мы думали о мелочах, забывая о важных вещах. А пока мы будем решать маловажные вопросы, основа нынешнего общества со всеми творящимися в нём мерзостями, будет оставаться непоколебимой.

Мы же предлагаем отбросить свой страх и взглянуть в лицо реальности: та социально-экономическая система, в которой мы сейчас живём не предназначена для нормальной человеческой жизни. Миллионы людей обречены всю жизнь не видеть ничего, кроме работы, миллионы голодных и бездомных, миллионы, пытаясь уйти от проблем, забываются в алкоголизме и наркомании, происходят тысячи автокатастроф и производственных травм. Да и какое будущее ждет это общество? Гибель от экологических катастроф или от ядерной войны? Возвращение в средневековую дикость или переход к тоталитарному обществу, в котором с помощью различных технологий будет полностью подавлена человеческая воля? Или может быть мы всё-таки станем бороться за то, чтобы изменить этот мир и сделать общество по-настоящему человечным? Но для этого нужно хотя бы в общих чертах представлять себе то, каким будет будущее общество. Эта брошюра как раз и создана для того, чтобы предложить наш вариант развития человечества.

То общество, которое предлагаем мы, обычно называют «коммунистическим», «социалистическим» или «анархическим». По большому счету, эти слова являются синонимами. Однако, обычно разные люди вкладывают в эти слова совершенно различное содержание. Кроме того, эти термины часто бывают искажены пропагандой государства и различных политических партий, которые, преследуя свои цели, вовсе не заинтересованы в правдивом распространении информации и свободной дискуссии. Мы же постараемся изобразить будущее общество так, как представляли себе сами теоретики и активисты коммунистического и анархистского движений, с учётом современных достижений науки и техники.

Мы не собираемся навязывать людям наше видение будущего. И не считаем свою модель абсолютно правильной, под которую надо будет подогнать всё общество. Это скорее ориентир, и мы считаем, что обретя свободу, люди сами смогут выстроить свою жизнь так, как это будет наиболее удобно. Мы также полагаем, что в мире будущего разные группы людей (города, коммуны и другие) будут избирать разные формы внутреннего устройства, но основаны они будут на принципах свободы каждого человека от принуждения и эксплуатации. То, что мы описываем в этой брошюре — скорее прогноз и предложение. Более точное описание будущего общества можно будет сформулировать лишь в процессе его становления, а не во время разложения общества нынешнего. Описание перехода к будущему обществу и того, что нужно для этого делать, мы оставим для последующих изданий.

Данная брошюра может помочь людям, только начавшим интересоваться анархокоммунистическим движением, понять в общих чертах, к чему это движение стремится. Активистам движения брошюра может помочь уточнить своё понимание анархизма, прояснить некоторые моменты, использовать материалы брошюры при распространении своих идей и сформулировать новые вопросы для дальнейшей дискуссии.

Политика (управление обществом).

<Вставить описание того, как дело обстоит сейчас + критика альтернатив (либерализм, фашизм, большевизм)>

В отличие от современного государства, в котором наблюдается всевластие министров и чиновников, никак не ответственных перед народом, в управлении будущим обществом будут участвовать все его жители. Как будет организованно это управление?

Люди будут добровольно объединяться в различные ассоциации, ставящие перед собой совершенно разные задачи. Это могут быть жилищно-территориальные, производственные, образовательные, научно-исследовательские, культурные и другие объединения. Каждый человек будет волен присоединиться к любому из существующих объединений или покинуть его в любой момент, либо создать своё объединение, если ни одно из существующих не будет его устраивать. Каждое объединение будет функционировать по-своему, в зависимости от стоящих перед ним задач, количества участников, и по-разному взаимодействовать с другими объединениями. Но основные черты в управлении можно выделить на примере основных видов объединений – территориальных (которые также будут обеспечивать потребление людей) и производственных.

На каждом предприятии и в каждом доме будут регулярно собираться общие собрания работников и жильцов. На этих собраниях у каждого человека будет возможность взять слово. Для того, чтобы не было бардака, будет избираться координатор собрания, отвечающий за то, чтобы все желающие высказывались, но при этом собрание не отклонялось от нужной темы и не превращалось в балаган.

На каждом собрании будут происходить обсуждения и приниматься решения по вопросам как местного, так и более широкого значения. То есть вопросы уровня города, области, страны, и даже всей планеты, и других территориальных единиц, а на производстве – например вопросы большого предприятия, отрасли, группы предприятий. Для принятия решений по вопросам, которые затрагивают более крупную территориальную или производственную единицу, от каждого собрания будут избираться делегаты. Задача делегатов – представлять мнение избравших его (или её) людей на собраниях более высокого уровня. Так, делегаты от разных домов будут представлять их жителей на собрании районного масштаба, делегаты от районов – на городском собрании, делегаты от городов – на областном, и так далее. Эти делегаты будут представлять не своё собственное мнение, а мнение тех людей, которые отправили делегата. Делегаты будут полностью подконтрольны тем людям, которые отправили их, и могут быть сменены и переизбраны в любой момент.

Сейчас депутаты и другие выборные должности в государстве тоже сменяемы по закону, но эта сменяемость носит чисто формальный характер, а на деле применяется крайне редко. Это происходит по той причине, что после избрания депутата люди, которые его избрали, никак друг с другом не взаимодействуют и даже не знают друг друга. Попробуйте собрать заново 100 тысяч человек, а то и несколько миллионов, чтобы объявить новое голосование! В будущем обществе делегаты будут избираться от регулярно функционирующих собраний, и на любом собрании любой человек может поставить вопрос о замене делегата, не оправдывающего доверие людей. Действия делегатов в собраниях более высокого уровня будут известны всем избирателям благодаря современным средствам связи (все заседания можно будет транслировать через интернет). Если люди на собрании изменят свою позицию по какому-нибудь вопросу или примут решение по какому-то новому вопросу, эта информация будет сразу же передана их делегату.

<+информационные технологии на службе связи и организации коллективного управления>

Все вопросы вплоть до самых мелочей обсудить невозможно. По этой причине для решения различных частных задач будут выдвигаться люди (или рабочие группы, состоящие из заинтересованных людей), которые будут заниматься решением частных задач. Этим людям будут предоставлены все необходимые ресурсы и полномочия, и они так же, как и делегаты, будут полностью подконтрольны собранию и сменяемы в любой момент. Сменяемость в любой момент – самое верное средство от коррупции и злоупотреблений, процветающих в современных государствах. А так как решение о необходимости тех или иных действий было принято самими людьми, то все жители будут способствовать или, по крайней мере, не препятствовать выполнению этой задачи.

Как будут соотноситься интересы отдельных людей с интересами групп, в которые они входят? Если интересы отдельного человека никак не противоречат интересам группы, то человек будет волен поступать так, как ему вздумается по этому вопросу. Никто не будет диктовать человеку, что ему одевать, читать, во что верить или не верить, какие взгляды занимать по тому или иному вопросу. Но если интересы одного человека будут идти вразрез с интересами группы, к которой он принадлежит, то ему придётся подчиниться воле коллектива или покинуть его, присоединившись к другому коллективу или создав свой. Всё то же самое можно сказать и о взаимодействии различных групп с более крупными группами, к которым те принадлежат.

Как быть с преступностью? Современные идеологии рассказывают нам о том, что преступность неискоренима, так как является частью «природы человека». Но на деле причина подавляющего большинства преступлений лежит в нынешней социально-экономической основе общества. Посмотрим внимательнее: кражи и грабежи совершаются либо от крайней бедности и невозможности прокормить себя и своих близких, либо от желания «легкой жизни», то есть нежелания постоянно ходить на работу из-за крайней антигуманности современного наёмного труда. Обе этих причины будут устранены новой экономикой (о ней – читайте ниже). Коррупция и злоупотребления полномочиями будут устранены полной подконтрольностью и сменяемостью всех должностных лиц. Множество бытовых драк вплоть убийств на бытовой почве вызвано пьянством и наркоманией, причины которых опять-таки в безысходности современной жизни. Появление молодёжных банд, всевозможных хулиганов, фанатов и «гопников» связано с тем, что современное общество не предпринимает никаких усилий для социализации молодежи, у которой зачастую не остаётся никаких легальных выходов для накопившегося недовольства. Войны и преступления на национальной почве исчезнут, так как весь мир будет управляться братским содружеством различных народов (об этом так же см. ниже).

Так что причины для большинства преступлений будут исключены. Оставшиеся случаи будут составлять либо незначительные проступки, либо крайне редкие преступления. В первом случае будут лёгкие наказания вроде общественных работ, тяжёлые преступления будут разбираться в индивидуальном порядке общим собранием, и наказание будет подбираться индивидуально для каждого преступника. В крайнем случае, если человек представляет опасность для жизни и здоровья других людей, и его исправление представляется невозможным, будет выноситься смертный приговор (но это будет исключительной редкостью). Необходимость в тюрьмах, которые на деле не исправляют, а только формируют уголовную антиобщественную среду, отпадёт, а их заменят указанные выше способы борьбы с преступностью.

Экономика коммунизма.

В основе капиталистической экономической системы лежит рынок. Рынок – это место где люди и компании обмениваются товарами и каждый пытается урвать себе побольше. В каком-то смысле эту систему можно было бы даже назвать эффективной, если бы не те противоречия, которые она за собой влечёт. Экономика анархо-коммунистического общества будет совершенно иной.

Главной особенностью такой экономики будет её демократичность. Как же так, скажете вы, ведь рыночная экономика считается самой “свободной”! Рыночная экономика действительно свободна, но только для капиталистов, да и то в каком-то смысле не для всех, а только для самых крупных, которые и определяют погоду на рынке. Более того, сами эти крупные капиталисты не свободны от таких проявлений капитализма как кризисы.

Мы выступаем за самую широкую экономическую демократию от рабочего места до мировой экономики. Итак, компании “свободно” поставляют свои товары на рынок. Но вот незадача! Одних товаров оказывается произведено слишком много, других слишком мало. Какие-то товары вообще не отвечают потребностям покупателей. Почему так происходит? Потому что производители товаров не имеют свободного доступа к информации. Рынок на самом деле выступает закрытой системой, где все стремятся скрыть информацию от другого.

Допустим существует общественная потребность в 2000 рулонов обычной туалетной бумаги. Компания А выпустила 800 рулонов, а Компания Б 1000 рулонов из папируса. Вероятнее всего, что часть потребителей приобретёт дорогую туалетную бумагу благодаря рекламной кампании Компании Б, другая часть приобретёт обычные рулоны, но так как обычных рулонов меньше, чем необходимо, то цена на них вырастет значительно выше себестоимости. В зависимости от различных нюансов нашего приближённого моделирования проигрывают как производители, так и потребители. Максимальная общественная эффективность была бы достигнута, если бы оба производителя выпустили по 1000 рулонов. Но для этого они должны знать о планах друг друга и реальных нуждах покупателя (а не надеяться на создание искусственного спроса путём рекламы). Конечно, ситуация на рынке со временем выравняется, но, во-первых, будет упущено время, а, во-вторых, будут потрачены лишние ресурсы.

Эта проблема будет разрешена, если всю экономику, всех экономических агентов (рабочих, магазины, производителей и т.д.) включить в глобальную сеть управления (ГСУ).

Допустим, мы имеем те же 800 рулонов обычной бумаги, однако, судя по скорости приобретения и количеству запросов, компьютеры смогут вычислить, что реальная потребность в бумаге выше, чем казалось производителю. Производитель А тут же начнёт дополнительный выпуск. Будет также установлено, что потребность в дорогой бумаге мала, и эта информация будет передана производителю Б сразу же, не дожидаясь залёживания продукта. Общественно-эффективным будет, чтобы Производитель Б переключился на обычную бумагу или передал часть своей мощности производителю А.

Ещё одним противоречием капиталистической экономики является неравенство доходов. И не нравится нам это не из зависти (нормальному человеку не нужно 20 гоночных машин, например), а опять же из-за неэффективного распределения ресурсов. Так вместо того, чтобы строить больницы, строятся особняки для буржуев и т.п. Секрет того, что одни в поте лица работают и еле зарабатывают на жизнь для себя и своей семьи, а другие, ничего не делая, а лишь подписывая договора, купаются в роскоши, очень прост. Грубо говоря, капиталист платит наёмному рабочему меньше денег, чем тот по факту “наработал”. Конечно, часть этих “наработанных” денег идёт в инвестиции, но часть и, причём, как мы можем с вами видеть, – значительная – идёт в карман буржую. В анархо-коммунистической экономике будет осуществлено распределение различных благ в соответствии с потребностями человека. Можно сказать, что у всех потребности разные и вообще потребности неограничены, но это всё лишь либеральная демагогия. Если у человека есть потребность в велосипеде, он возьмёт со склада велосипед. Если есть потребность в хлебе – он возьмёт батон. Зачем кому-то брать три велосипеда и сто батонов на нос? Редкие блага будут, конечно, в определённой мере ограничены (например, не более килограмма чёрной икры в неделю). Все социальные блага от транспорта до медицины будут бесплатны.

Целые сектора бесполезного производства будут ликвидированы (оружие, финансовые спекуляции, сфера престижного потребления), целые отрасли экономики будут автоматизированы так, что люди будут избавлены от тяжёлого физического труда и рутинной умственной работы. Людей заменят роботы и автоматизированные системы. Конечно, этот процесс не будет мгновенным, но он сможет как значительно сократить рабочее время, так и повысить степень творческого начала в труде. Уже сейчас существуют различные системы компьютеризации бизнес-процессов, от 1С “Предприятие” до автоматизированных заводов, но если системы типа 1С служат по большей части более эффективной эксплуатации рабочей силы, то более или менее полная автоматизация производства встречается крайне редко, потому что капиталистам, как правило, выгоднее нанимать более дешёвую рабочую силу, а не вкладываться в развитие основных производственных фондов.

Как мы уже писали выше – демократию повсюду! Многие из нас сталкивались не только с хамством и грубостью со стороны начальства, но большей части с его бесполезностью. Введение автоматизированных систем управления, тотального электронного документооборота позволит избавиться от паразитической бюрократии. Решения, касающиеся отдельного рабочего коллектива, будут вырабатываться самим коллективом, в случае необходимости будет избираться координатор с техническими функциями. Нужды и потребности коллективов будут обсуждаться через ГСУ. Так, например, если красительному цеху потребуется дополнительный работник, то ГСУ осведомит остальных о нехватке рабочей силы, чтобы лица ищущие себе другую работу могли сразу откликнуться на вакансию. Из таких микроскопических решений и будет складываться экономика будущего общества. Решение в одной отрасли на одном конце света сразу отразится на другой отрасли в другом. Какие-то решения ГСУ будет принимать автоматически: например, что нужно 2010 рулонов бумаги, а не 2000. Какие-то вопросы станут предметом голосования. Так может встать вопрос, следует ли направить ресурсы на освоение Марса или на улучшение существующей инфраструктуры на Земле.

Сама же система ГСУ будет полностью прозрачной. Каждый человек в любой момент времени сможет увидеть, чем занято то или иное предприятие, сколько есть продуктов на складе и т.п. Более того! Каждый человек в меру своих сил сможет принять участие в производстве так же, как это сейчас происходит в мире свободного программного обеспечения. Любой сможет зайти на ресурс производителя велосипедов и внести свои предложения по модификации продукта. Любой сможет предложить создание нового продукта или целого проекта (создания автоматической системы поддержания нормального артериального давления, например). И этот проект может быть легко реализован, если найдёт своих сторонников.

Опыт Советского Союза приучил нас бояться термина “плановая экономика”, но экономика СССР была далека от того, чтобы быть коммунистической на деле, а не на словах, даже “плановость” советской экономики можно поставить под сомнение.

В СССР отсутствовала экономическая демократия. Начиная от всевластия начальника на предприятии, заканчивая гегемонией государственных монополий в экономике. В СССР планы являлись идеологической и юридической ширмой реальной экономической эксплуатации советских рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции. Сами планы в СССР составлялись постфактум, исходя из сговора экономических агентов между собой. Как это ни парадоксально, но принимались планы тоже постфактум, например, V пятилетний план был принят через год после своего начала. Существовавший в СССР дефицит говорит о крайней монополизации экономики в СССР, дефицит – это общепризнанная “издержка” монополизации рынка, когда можно выпускать мало низкокачественного продукта, но продавать по большой цене в виду отсутствия конкурентов. Целью советской экономики была прибыль (и это было официально признано со временем), а не удовлетворение потребностей граждан. Пока значительная часть людей жила в городских бараках или на правах крепостных в колхозах, бюрократия могла жить в роскошных квартирах, разъезжать на дорогих автомобилях и употреблять деликатесы на элитных дачах. Товарно-денежные отношения никуда не исчезали из советской экономики. Существовала инфляция в виде роста цен, скрытая безработица в виде неэффективной занятости. Самое главное, и что знает каждый, кто жил в СССР или хотя бы немного интересовался историей, – рядовые трудящиеся были полностью лишены экономической власти.

Анархо-коммунистическое хозяйство будет построено на принципах динамического планирования, современные технические средства позволяют осуществлять демократическое управление экономикой в режиме реального времени, когда решения будут приниматься “снизу-вверх”. Именно такая система организации производства и потребления составит экономический базис общества, к которому мы стремимся.

Экономика — альтернативный вариант.

Когда речь заходит об экономике при коммунизме, анархии или социализме, то часто можно услышать такую точку зрения, что, дескать, чего об этом думать, революция случится, а там разберёмся. Но подобная позиция не только обрекает занимающего её человека на полную беспомощность, когда встанет вопрос о том, что делать в случае, если рев.ситуация всё же случилась, но и оставляет пространство для манипуляций различных реформистов, утверждающих, что их реформы облегчат переход к коммунизму. К тому же отсутствие внятной позиции по этому вопросу может отталкивать и тех людей, кто искренне интересуется нашими идеями. Поэтому сегодня мы обсудим этот вопрос.

Прежде, чем я перейду к описанию возможной коммунистической экономики, я хочу рассмотреть несколько вариантов, которые точно не могут являться таковыми. Коммунизм несовместим с сохранением рыночных отношений. Даже если удалось бы создать мощную федерацию анархо-синдикатов, которые бы уничтожили государство и взяли под свой контроль производство, но при этом взаимодействовали бы друг с другом и с потребителями не посредством общего плана, а через рынок, то действие рыночных законов приводило бы к разорению одних коллективов и обогащению других, а также к кризисам. Сохранилась бы конкуренция, имущественное неравенство, а бывшие капиталисты получили бы возможность при помощи финансовых махинаций снова скопить капитал и грабить трудовой народ, потому что не была бы ликвидирована их стихия – рынок. Цеховые уставы не защитили ремесленников от разлагающего действия торгового капитала, не будем и мы повторять их ошибок.

Огосударствление и гос.собственность также не имеет ничего общего с коммунизмом. Государство – это организация эксплуататорского меньшинства, необходимая ему для того, чтобы держать эксплуатируемое большинство в страхе и подчинении, чтобы охранять существующий порядок. Призывы к национализации, т.е. к передаче собственности на средства производства из рук частной буржуазии в руки буржуазии государственной ни на йоту не приближают нас к социализму, поскольку рабочие так и остаются наёмными рабами, подчинёнными своим хозяевам и их менеджерам.

Некоторые марксисты утверждают, что они за национализацию, но только при том условии, что само государство станет рабочим. Когда же мы пытаемся выяснить у них, как они на практике видят это самое “рабочее государство”, то в лучшем случае они говорят о рабочей демократии, при которой хоть планирование и непосредственное управление производством и осуществляют отдельные лица, но они демократически контролируются рабочими организациями. К сожалению, подобная схема не устраняет главной причины классового деления – разделения труда на организаторский и исполнительский. Руководители имеют тенденцию к бюрократизации. Поскольку на них ложится особая ответственность, им начинают требоваться особые привилегии – прислуга и спецпайки – чтобы лучше думалось о судьбах революции, конечно. Даже если регулярно сменять подобного бюрократа, как советовал Ленин, это не устраняет самих отношений авторитарного управления и не позволяет выйти за их рамки. Коммунизм же возможен только при преобладании коллективных отношений управления, т.е. таких отношений, при которых все ключевые решения принимаются общими собраниями трудящихся.

Итак, при переходе к анархокоммунизму существуют две угрозы: первая исходит со стороны рынка, на котором постоянный товарообмен приводит к росту и концентрации капитала; вторая исходит со стороны государства и всевозможных руководителей и посредников в процессе принятия решений, которые сосредотачивают в своих руках власть, позволяющую им добиться определённых привилегий и отстоять их против остальной части общества. Реализация любой из угроз приведёт нас к реставрации капитализма, поэтому мы изначально должны строить наше хозяйство так, чтобы противодействовать обеим тенденциям – накоплению капитала и бюрократизации.

Учитывая всё вышесказанное, я вижу коммунистическую экономическую систему так: это полностью коллективизированное производство и потребление. Что это значит на практике? Все люди объединяются в потребительские кооперативы, которые, исходя из потребностей своих участников, составляют потребительские планы. Затем эти планы передаются комитетам производственных коллективов. Вся информация по потребительским планам используется для составления производственного плана и для распределения готовой продукции. Производственный план составляется делегатами рабочих коллективов, которые планируют объёмы и сроки производства тех или иных продуктов совместно с другими такими же коллективами, находящимися с ними в единой производственной цепочке.

Здесь следует напомнить простую, но тем не менее часто забываемую аксиому: если трудящиеся отстранены от управления производством, то ни о какой общественной собственности говорить не приходится. Сокращение рабочего дня преследует не только цель вырвать больше часов отдыха, но и перестроить саму структуру общественной занятости. Необходимо сократить рабочий день, чтобы как минимум половина его ушла на управление процессом планирования и производства. Иначе невозможен никакой реальный контроль над неизбежно появляющимися то там то сям делегатами, координаторами, представителями – как не назови, а сущность одна. И если развитие информационных технологий и их внедрение будет позволять исключать посредников и координаторов – это будет служить ещё большему укреплению анархокоммунистического строя, предохранять его от бюрократической контрреволюции.

Наконец, хочется подчеркнуть, что описанная модель представляет собой нетоварную экономику без денежного обращения. Конечно, товарно-денежные отношения невозможно отменить декретом, однако с самого начала будет взят курс на их неуклонное вытеснение. Альтернативная нетоварная экономика, начинаясь на освобождённых территориях, будет расширяться всё более вместе с развитием революции, пока не охватит все отрасли производства и весь мир. С самого начала мы будем стремиться к тому, чтобы тяжёлые и монотонные работы выполнялись машинами и автоматизированными системами, но полная роботизация опасного и рутинного труда наступит не сразу. Поэтому необходимо будет ввести дежурства с постоянной ротацией, чтобы подавить тенденцию к закабалению отдельных слоёв людей рутинным отупляющим трудом. Необходимость драить полы в общественном туалете для научных сотрудников вне зависимости от их заслуг – прекрасный стимул к тому, чтобы совершить научно-техническую революцию в этой сфере человеческой жизнедеятельности. Замена ручного и механизированного труда автоматизированными производственными системами позволит превратить работника из исполнителя тупых рутинных операций в организатора и контролёра производственных процессов, уничтожит труд как работу, заменив его творчеством. Одновременно это позволит свести время необходимого труда до минимума, что позволит освободить больше времени для саморазвития и участия в различных коллективных инициативах.

Подводя итог, хочу сказать, что суть коммунистической экономики вкратце можно выразить так: коллективное управление, нетоварный характер, низовое планирование, распределение по потребностям.

Образование.

Каким будет образование в коммунистическом обществе? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в том, какие цели будет преследовать образование.

В современном обществе задача образования состоит в воспитании наёмного работника, квалифицированного (настолько, насколько это нужно экономике) и покорного. Поэтому в течение практически всего времени обучения учеников и студентов учат выполнять однообразные рутинные действия, неважно, будет ли это решение математических задач или разучивание иностранных слов. Ну и, конечно, в программе присутствуют предметы, оправдывающие существующую социально-экономическую реальность, такие как история и обществознание (а теперь и «основы религии») в том виде, как они представлены сейчас. Любое творческое начало в детях подавляется. Отдельные учителя, стремящиеся развить в детях творческие способности, представляют скорее исключение, противостоя основной тенденции. Дети, которые сначала бегут в школу в поисках знания и самостоятельности, в конце образовательного процесса оказываются неспособными самостоятельно получать и творчески применять знания и самостоятельно принимать ключевые решения в деятельности и в жизни.

Цели образования в будущем обществе будут прямо противоположными. Оно будет подчинено основной задаче всей общественной системы – максимальному развитию каждой человеческой личности. Поэтому образование будет основано не на принуждении, а на жажде познания и творчества, существующей в каждом человеке с рождения.

В образовании и воспитании детей младшего возраста будут принимать участие все жители общества, а не только биологические родители и отдельные воспитатели, как это происходит сейчас. Так дети смогут получить всё лучшее от разных людей общества, а не зависеть от достоинств и недостатков нескольких человек.

В процессе воспитания дети разных возрастов не будут изолированы друг от друга, а будут воспитываться совместно. Это позволит младшим детям получать необходимые навыки от старших, а старших детей научит заботиться о других членах общества. Обучение различным необходимым навыкам и знаниям будет проходить не в зависимости от возраста, а в зависимости от способностей ребенка, так что не будет ни тех, кто опережает основную группу и страдает от скуки, ни тех, кто отстаёт и чувствует свою неполноценность из-за этого.

Единой учебной программы, под которую будут подгоняться знания всех людей, не будет. Каждый ребенок будет выбирать те предметы, которые ему интересно изучать в данный момент, тех учителей и те группы, в которых ему хотелось бы изучать этот предмет. Не будет и школьных классов в современном понимании, так как каждый во время учебы будет участвовать во многих разных группах.

В процессе образования уже в достаточно раннем возрасте дети будут знакомиться со всевозможными специальностями, востребованными в обществе. Они смогут не только пообщаться с представителями этих специальностей, но и испробовать себя в деле. Таким образом, взрослея, человек сможет выбрать на основании своего опыта наиболее интересный род деятельности, которым потом он (она) будет заниматься. При этом, каждый сможет учиться сразу на несколько интересных профессий, если не хочет в течение всей жизни заниматься чем-то одним.

Обучение профессиональным навыкам будет начинаться с практики, и лишь затем при желании будет теоретическое обучение. Не будет дипломов и аттестатов, вместо этого будут требоваться определённые знания и навыки для допуска к той или иной деятельности. Ситуация, когда человек поступает в институт, а через несколько лет узнаёт, что его специальность кажется очень скучной или вообще не востребована, станет невозможной.

Образование для взрослых людей так же, как и для детей, будет совершенно бесплатным. Во взрослом возрасте люди будут продолжать изучать интересующие их области знания, участвуя в различных кружках и образовательных сетях. Этому будет способствовать наличие большого количества свободного времени, вследствие более рациональной организации экономики. В разных ситуациях одни и те же люди будут и учиться сами и учить других, делясь с другими полезными навыками и интересными знаниями.

Быт (как скучная, серая, однообразная и одинокая жизнь будет преобразована в жизнь, полную радости, дружбы и взаимопомощи)

Каким образом, освобожденное от правителей и наемного труда общество не станет скучным, однообразным, лишенным мечтаний и стремлений к чему-либо? Для начала стоит разобраться с нынешними причинами для возникновения «серости» и «омертвения» жизни и социального одиночества.

Теоретики разных времен пытались объяснить тот круговорот, в котором мы начинаем чувствовать время как меру существования, лишенного какой-либо значимой осмысленности, исход отмерянной нам части которого не приносит никакого результата. Для нас верными кажутся следующие выводы –

  1. Человек, трудящийся на производстве, не производит продукты ради потребности и использования. Они не принадлежат ему, отбираются работодателем и предназначены для обмена на рынке, при том, что товары нередко бывают непроданными (при этом истекает срок хранения или же они пылятся на складах, а также бывают намеренно испорчены и выброшены, потому что их бесплатное распределение снизит цены на рынке). Производство нередко направлено на удовлетворение искусственных потребностей. Существует целый ряд товаров, ценность которых с точки зрения потребления приближена к нулю. Немалая часть трудящихся участвует в производстве товаров не для себя, а для более обеспеченных людей. Рабочий часто чувствует или знает это, и от этого он лишается удовлетворенности. Что зачастую больше всего интересует рабочего на производстве – заработная плата, которая необходима ему для дальнейшей жизни. При этом за смену можно пропустить через свои руки множество товаров и получить зарплату гораздо ниже, чем цена этих товаров на рынке. Конвейерное производство сводит функции персонала к повторяющимся действиям, еще более понижая его интерес к работе. Вне производства рабочий является потребителем таких же товаров произведенных другими рабочими, также исключительно ради обмена и получения прибыли.

  2. Человек в сфере услуг, еще менее ощущает полезность своего труда, так как он неявно выражен или же теряется в рынке и потреблении. Кроме того, некоторые услуги по своей функции оторваны от настоящей жизни общества. В финансовых пирамидах, где занимаются «продажей воздуха», теряется социальное значение человека как такового.

  3. В целом все трудящиеся пребывают вне какого-либо удовлетворительного состояния 8 часов нынешнего рабочего дня. Труд становится внешним действием, не относящимся к утверждению человека, нелюбимым занятием. Работник умственного труда не находит применения своим физическим силам, а работник физического труда – умственным. Работа оказывается занятием принудительным, так как на кону существование, поддерживаемое заработной платой. Все действия и результаты этих действий принадлежат не человеку, а его работодателю. Из 24-х часов треть жестоко вырываются работодателем. При отдаленности места работы несколько часов тратится еще и на дорогу. Только в свободное время человек обретает себя вновь, но это хватает только на удовлетворение естественных потребностей как сон, еда и отдых.

  4. Управляющий предприятием, его владелец и сам лишается смысла в своем деле. Он сталкивается с конкурирующими предприятиями на рынке, с государственным регулированием или же монополией не для того, чтобы удовлетворить потребности общества, но чтобы получить прибыль.

  5. Все люди как потребители не всегда могут озвучить смысл приобретения и использования тех или иных товаров, культ которых создан в культуре, этике, идеологии. В этом смысле люди подпитывают себя самовнушением, что жизнь по принятым стандартам есть счастье. Поэтому обеспеченная часть человечества потребляет, прежде всего, лейблы, а не полезные продукты.

  6. Также человек зажат в информационные, культурные рамки. Он пытается утолить свою жажду в обществе, потребляя образы в телевидении или газетах. Его попытки самостоятельного творчества либо оказываются скованы социальным положением и нехваткой времени, либо поглощены культурными рамками, диктуемыми обществу, и конкуренцией на рынке товаров «творчества».

  7. Наконец, каждый из нас социально одинок. Из окружающих людей он выбирает себе лишь определенный круг общения, это родственники, друзья по работе, соседи и т.д. Но находясь в людном месте, например метро человек зачастую погружается в свое одиночество, не желая раскрывать связи, которыми связано человечество, будь то наука, история и т.п. Его одиночество также обусловлено отрывом от природы.

Почему же модель общества, которую мы предлагаем, сделает такой безысходную жизнь яркой?

Труд подневольный уничтожится преобразованием характера человеческой деятельности. Превращение частной собственности в общественную и смещение всех управляющих, уничтожит исключительные экономические привилегии и способность решать за других, нанимать или наниматься. Политика и ведение мирового хозяйства, построенные на решениях общих собраний, сделает каждого человека способным влиять на общественную жизнь. Производство будет направлено на удовлетворение потребностей общества, без лишних издержек. Продукты труда перестанут быть товарами, то есть потеряют свою рыночную стоимость и возможность обмена. Деятельность человека, направленная во благо общества будет вознаграждена совокупностью действий людей, таким же образом направленных во благо общество и каждого индивида, составляющего человечество. Человек не будет зависим от нищеты, потому что нищета исчезнет, его руки будут совершать поступки не от экономического или явного физического или законного принуждения. Так как 8 часов рабочего дня заменится 5-4 часами действительно полезного занятия, время каждого индивида будет освобождено для собраний, досуга, обучения или физической подготовки. Образование станет полностью доступным и бесплатным, а также лишенным коррупции, а это значит, что каждый человек сможет позволить себе выучиться и заняться любым делом. С этим исчезнет разделение труда на умственный и физический, мужской (охота, ремонт техники) и женский (готовка пищи, шитье). Творчество и наука станут делом каждого. Искреннее созидание, выраженное не только в привычных формах, как стихи или скульптуры, но и в виде любого творения, в том числе и творения истории всем обществом, будет принадлежать не только его создателю, но всем людям. Плагиаты будут бессмыслены, так как они тоже являются продуктом рынка, ведь создаются ради обогащения, удовлетворения недостатка творческой деятельности, и исчезнут с уничтожением коммерческой направленности культуры и рамок, созданных ею. Развитие культуры и распространение информации будет свободно от условностей, предрассудков и догм. Научные проекты будут обеспечены необходимыми ресурсами, которых сегодня не хватает ученым. Коллективное мышление по типу мозгового штурма или принципа «открытого кода» в программировании ускорит прогресс. Рутинный и тяжелый труд будет автоматизирован. В таком обществе индивид раскроет свои способности и почувствует себя нужным для других и себя. Его дружеские связи не будут ограничены происхождением, сферой занятия, местом проживания. Изменится сама внутренняя природа. Вопросы индивидуального и коллективного не будут более розниться. Каждый станет частью большого целого, огромной мировой общности – единого человечества. Его свободное развитие станет условием свободного развития всех.

Мир будущего, о котором мы говорим, не является идеальным и лишенным каких-либо недостатков вообще. Однако стоит сказать, что одним из условий введения этой социальной системы является освобождение и вырабатывание навыка общества к преодолению возникающих негативных или недостаточно проработанных категорий, компонентов или аспектов социума, взаимоотношений и окружающих вещей.

Взаимоотношения полов, сексуальность и воспитание детей

Сегодня, когда мы живём в эпоху тотального господства капитала, когда нам сложно даже представить себе иной мир, рыночные отношения выходят далеко за пределы собственно общественного производства и пронизывают все сферы нашего существования. Следы такого воздействия мы можем найти даже там, где, казалось бы, товарно-денежным отношениям совсем не место – в сексуально-любовных отношениях между людьми. Романтические отношения всё больше напоминают обмен ресторанов, подарков и цветов на секс и ласки, брак превращается в узаконенную форму проституции. Под давлением нужды человеческие чувства приносятся в жертву расчёту, семья – это объективно прежде всего хозяйственная и воспроизводственная ячейка общества, а не союз любящих людей.

Анархизм предполагает не только обобществление средств производства, но и коммунизацию всех сфер жизни. В частности это означает, что на смену обособленному семейному существованию придёт новая коллективная форма, которую мы условно называем коммуной. В той мере в какой эта новая коммуна будет означать товарищеские отношения между людьми, как если бы все они были любимыми и родственниками, её можно сравнить с семьёй, которая расширится на всю Землю. Но в ней не будет ничего от тех негативных сторон буржуазной семьи, связанной с дележом собственности между родственниками, или патриархальной семьи с подчинением женщин мужчинам и детей взрослым. Это будет поистине свободный союз равных тружеников и творцов, свободных личностей, являющихся частью большого коллектива – единого человечества.

А раз традиционная семья уступает своё место коммуне, то меняются и традиционные функции, которые исполняла семья. Так воспитание детей станет делом всех взрослых членов коммуны, а не только биологических родителей. Развитая система дошкольного и школьного образования, совмещённая с трудовым воспитанием, с раннего детства будет вовлекать детей и молодёжь в общественные отношения, учить их коллективному управлению совместной деятельностью. Развитие системы общественного питания освободит женщину от отупляющего кухонного и посудомоечного труда, позволит более эффективно использовать трудовые силы общества. Такие формы обеспечения быта как уборка и субботники будут осуществляться коллективно и представителями всех полов.

Принцип гендерного1 равенства послужит основой взаимоотношений между полами в анархическом обществе. В нём будет господствовать иной тип взаимоотношений между людьми – основанный на равенстве, взаимном уважении и взаимопомощи, а не использовании и угнетении друг друга. В этом обществе каждая человеческая личность получит всё необходимое для наиболее полного и свободного своего развития вне зависимости от пола, ориентации и других второстепенных признаков.

Но как это будет достигнуто? Развитие вспомогательных репродуктивных технологий, создание искусственной матки и технологии экстракорпорального вынашивания (эктогенез) освободит женщин от бремени деторождения и позволит им использовать освободившееся время на другие нужды общества и собственного развития. Конечно, никто не станет навязывать новые технологии и формы тем, кто захочет устроить свою жизнь более традиционным способом, если это не будет приводить к эксплуатации и угнетению человеческой личности. Когда исчезнет капиталистическая конкуренция, порождающая отчуждение между людьми, исчезнет всякая материальная база для дискриминации и воспроизводства общественных стереотипов. Тогда за время переходного периода различные просветительские феминистские и ЛГБТ организации смогут покончить с остатками ксенофобии в среде рабочего класса. Поэтому ко времени окончательного утверждения анархии мы планируем достичь полного гендерного равенства. Не будет существовать никаких обусловленных полом ограничений на род деятельности, которой захочет заниматься человек, не будет ни государства, ни церкви, которые норовят залезть в постель каждому человеку и указать, как им жить и с кем им спать. Исчезновение товарно-денежных отношений в корне изменит общественную психологию. Любовные отношения между людьми примут поистине человеческий характер, освободятся от таких частно-собственнических пережитков как ревность и расчёт. Люди не будут более удерживаться друг подле друга нуждой, а смогут устроить свою жизнь с любимыми людьми так, как им самим это будет удобнее сделать.

___________________

Сноски к тексту:

      1. Гендер – это социальный аспект пола, т.е. те социальные последствия, которые влечёт за собой принадлежность к какому-либо полу. В анархическом обществе будет уничтожен гендер как репрессивный социальный институт, а человеческая сексуальность расцветёт на подлинно природной основе, не стесняемая больше нуждами воспроизводства классового общества.

        Взаимоотношения между народами

Когда смотришь на современный мир, иногда кажется, что разные народы не смогут жить в мире, и что межнациональная вражда – это неизбежный бич человечества. Но если присмотреться к обыденным человеческим отношениям, то на общение, дружбу, любовь большинства людей их национальность не оказывает никакого влияния и не является препятствием, мешающим общим делам. Большинство из людей, даже те, кто разделяет националистические предрассудки, спокойно общаются с коллегами, сокурсниками, друзьями, принадлежащими к другим этническим группам, не конфликтуя по национальному вопросу. Всё это потому, что причины межнациональных конфликтов лежат не в какой-то противоположности народов, а в существующем общественном устройстве.

Существующие сейчас конфликты вызываются вполне определёнными экономическими причинами. Правящие верхушки, а не обычные жители, начинают кровавые войны за экономическое влияние, рынки сбыта, источники сырья и зарабатывают при этом на продаже оружия и восстановлении разрушенного. При этом обычные солдаты оказываются пешками в играх правительств и убивают друг друга, будучи объектами массированной пропаганды и промывки мозгов. Угнетение малых народов в составе больших государств также выгодно исключительно правящим верхушкам этих государств, которые могут использовать национальные меньшинства в качестве более униженной и бесправной рабочей силы и в качестве козлов отпущения, на которых можно натравить национальное большинство, перенаправив накопившийся гнев. Происходившие время от времени акты геноцида различных народов были вызваны не абстрактной «ненавистью» (разжигание которой было лишь инструментом), а вполне конкретной экономической и политической выгодой. Массовая миграция также носит исключительно экономические и политические причины – подавляющее большинство людей покидает свои дома вследствие бедности, войны или тирании, которые делают невозможной нормальную жизнь. Всевозможные националистические и религиозные организации как со стороны национального большинства, так и со стороны меньшинств, используют это всё в своих целях, стравливая трудящихся и способствуя подогреву межнациональной вражды – только для того, чтобы не допустить классовой борьбы.

Все существующие примеры показывают, что межнациональная вражда имеет конкретные экономические корни, и что устранение её невозможно без коренного переустройства общества на основе общественной собственности, самоуправления и равного сотрудничества всех людей. В таком обществе не будет необходимости в межнациональной вражде ни в форме войн, ни в форме национального шовинизма и ксенофобии. Понятие войны уйдет на свалку истории, так как их ведение будет вредно и разрушительно для общества, и не будет правящей верхушки, которой война приносит выгоду. Различные группы людей так же, как и отдельные люди, вполне могут уладить свои конфликты при помощи третейского суда, не прибегая к кровопролитию. Тем более, что в условиях всеобщего сотрудничества общественные условия сделают групповые конфликты большой редкостью.

Не будет причины и для подавления малых народностей большими. Представители разных этносов будут иметь свою культурную автономию, а все политические и экономические вопросы будут решаться совместно с представителями других народов в советах.

Вместе с разрушением государственно-чиновничьей машины, отпадёт необходимость в границах. Это не приведёт к массовой миграции, так как у неё не будет социально-экономических причин. Напротив, часть мигрантов, которая ещё не утратила связи со своим домом и не привыкла к жизни в эмиграции, предпочтёт вернуться к себе домой, чтобы там развивать свободное общество. Часть мигрантов, которые полюбили жизнь на новом месте, будут активно включены в жизнь всего общества, а не изолированы в национальном гетто. И местные жители помогут освоить им язык и культуру, а заодно и сами научатся чему-нибудь полезному у переселенцев.

В условиях, когда будут устранена эксплуатация одних людей другими и одних народов другими, отношения между народами станут взаимовыгодными и товарищескими. Люди смогут свободно путешествовать, изучать культуры разных народов и обмениваться опытом друг с другом. Множество проектов экономического, культурного, научного и других направлений будет разрабатываться людьми со всей Земли. Всё это окончательно уничтожит возможность для расизма, шовинизма и межнациональной ненависти.

Жизнь общества

Анархическое общество будет отличаться от современного и по ряду других важных вопросов. Здесь кратко описаны некоторые из них.

Культура и искусство

В современном обществе практически вся культура создается с целью прибыли, а не с целью самовыражения и общения с публикой. При этом публика превращается в безучастных потребителей, задача которых жевать попкорн и не задумываться над происходящим в мире. А заодно современное искусство навязывает всевозможные предрассудки и веру в неизменность нынешнего мира. Независимые поэты, режиссеры, художники и музыканты вынуждены оставаться в безвестности или прогибаться под логику массовой культуры. А многие люди даже не могут раскрыть свой творческий потенциал из-за отсутствия времени, средств и сил. Зачастую не удаётся не только создавать что-то своё, но даже приобщиться к уже созданной мировой культуре.

Иначе будет в анархическом обществе. Так как на необходимый для воспроизводства жизни труд будет уходить мало времени, у людей будут оставаться время и силы на творческие занятия. Люди смогут использовать имеющиеся ресурсы и технику для реализации своих способностей. Развитие культуры будет происходить не с целью прибыли, а с целью самореализации и общения с людьми. Поэтому произведения искусства будут бесплатны и доступны каждому человеку. Весь псевдокультурный информационный шум, призванный оболванивать публику, исчезнет за ненадобностью. В будущем обществе каждый будет и творцом, и потребителем.

Свобода информации и СМИ

Так же, как и в случае с культурой, изменится роль средств массовой информации. Сейчас они служат промывке мозгов, обману народа и тотальному загрязнению мозгов информационным шумом. В будущем обществе СМИ будет служить обмену информацией между людьми. Для этого не понадобится вводить цензуру, так как не будет коммерческих фирм и государства, которые сейчас извлекают выгоду из бессмысленных и лживых теле и радио передач, жёлтых газет и интернет спама. Сейчас люди уже начинают делать новости друг для друга, используя блоги, социальные сети и видео-порталы. Всё это расцветет в анархическом обществе, так как у людей будет больше времени для обмена информацией. А небходимость в профессиональной журналистике исчезнет. Кроме того, информация в интернете будет лучше структурированна для того, чтобы люди не тратили на поиск нужной информации много времени.

Наука и производство

Сейчас значительная часть научно-технического прогресса происходит в военном деле и во всевозможных не имеющих большого смысла побрякушках, которые можно продать подороже. Напротив, полезные для людей изобретения появляются всё реже, а многие из них малодоступны. После того, как вся власть и все ресурсы перейдут в руки общества, появится возможность для развития науки и техники в интересах всех людей. Будут создаваться и внедряться прежде всего те новшества, которые смогут улучшить жизнь людей. Из-за того, что будет устранена паразитическая система патентования, внедрение новых технологий станет гораздо более быстрым и доступным для всех делом. В производстве будет внедряться автоматизация и роботизация, по возможности устранена экологически вредная и опасная техника. В производстве питания будут изучаться более эффективные способы создания пищи, не загрязняющие окружающую среду, без использования вредных химикатов, и при этом с тем, чтобы была возможность прокормить всех людей. В энергетике будет усиленно разрабатываться возможность мирного использования термоядерной энергии.

Значительная часть усилий будет брошена на медицинские исследования для борьбы с тяжёлыми болезнями и для продления жизни. В каждую местную больницу и поликлинику будут доставлены все новейшие медицинские приборы. Лекарства будут тщательно проверяться перед применением, чтобы максимально устранить негативные побочные эффекты. При этом всё лечение будет бесплатным, ведь задачей общества будет обеспечение потребностей каждого человека.

Городское пространство

Серые и унылые стены, тесные квартиры, давка в транспорте – все эти «прелести» имеют социально-экономические причины. Всё это следствия существующей нынче экономической организации общества, и всё это будет устранено вместе с капитализмом. Получив множество свободного времени, избавившись от нищеты и полицейского надзора, люди начнут преобразовывать окружающие нас города в места, пригодные для полноценной жизни. Многие покинут тесные и душные мегаполисы и поселятся в небольших уютных поселениях, агрогородках. Но даже в крупных городах мы сможем изменить многое в угоду людям.

Автомобили будут устранены из крупных городов и заменены качественным и бесплатным общественным транспортом. Давка в транспорте станет историей, так как люди смогут селиться ближе к месту работы и в большинстве случаев выбирать график индивидуально. При этом уйдут пробки, задымление и аварии, в которых гибнут десятки тысяч людей. Это позволит сократить количество дорог и превратить эту площадь в скверы, парки и детские площадки.

Благодаря сокращению рабочего времени у людей появится много времени и сил. Все смогут украшать свои дома и дворы на свой вкус, а новые дома будут строиться сразу уникальными и оригинальными, чтобы радовать глаз. Вместо однообразных и скучных кварталов с бетонными гробами появится живой и красивый городской пейзаж, жить и гулять в котором будет удовольствием для каждого человека.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)