Interstellar

И вот когда героя вызывают в школу к его дочке, и учительница жалуется, что та принесла в класс книжку про полет на Луну, и не понимает, дурочка, что на самом деле была только мистификация с целью разорить СССР на создании «ракет и прочих ненужных аппаратов»; а герой смотрит на учительницу взглядом убийцы и говорит: один из таких ненужных аппаратов назывался МРТ и мог спасти мою жену, тогда бы она выслушивала вашу чушь вместо меня, – тогда мы выключили этот фильм и поняли, что пойдем смотреть его в кино.

Серьезно, «Интерстеллар» – шикарный фильм, и больше всего он хорош каким-то общим настроением, что ли. У него, собственно, есть всего две простые идеи: первая — что нужно любить своих детей, и вторая — что летать в космос хорошо и правильно, а не летать — плохо и уныло. Эта вторая идея и придает фильму прелесть новизны. Потому что, кажется, последним киноопусом с такой же светлой мыслью был еще «Стартрек». Где-то рядом вертится еще одна мелкая идейка — что круто быть хорошим инженером.

К идеям прилагается повествование, от которого первое впечатление – «странное» по меркам современного кино, местами неоправданно затянутое, хотя потом вдруг очень динамичное, и какое-то фрагментарное, разделяющееся на несколько параллельных линий и последовательных кусков, причем некоторые куски можно было бы выбросить без ущерба для сюжета, просто трехчасовой фильм сократился бы до двухчасового. Даже жанр меняется от планеты к планете. Но — к концу все склеивается, остается приятное ощущение целой большой прожитой жизни — жизнь, в конце концов, тоже не имеет определенного жанра, тоже состоит из отдельных историй и все такое.

К сюжету много поводов придраться. В нем есть нестыковки и, что гораздо хуже, есть штампы. Главный штамп — это, конечно, концовка, посмотревший да поймет. Да и спасение Земли — не то чтобы очень новая тема в американском кино. Но пойми меня правильно, читатель: есть серьезные причины, почему даже куча клише в фильме не способна сбавить восторженный тон этой рецензии. Про самую главную уже говорилось, но не жалко повторить.

Почти вся фантастика, снятая за последние годы — или садистские антиутопии про подростков, или сопли про эксперименты над несчастным человеческим мозгом, или, наконец, постапокалипсис. И это не беда одной фантастики. Во многих школах на уроках биологии всерьез рассказывают про сотворение мира. Научпоп по естественным наукам в СНГ не выходит вообще, в Пиндостане выходит редко и еще реже — хороший. Из телевизора вещают попы, борцы с ГМО, проповедники избранности русского/ украинского/ американского народа. Самые бунтарские бунтари против системы мечтают в лучшем случае о сельскохозяйственных коммунах. И да, именно поэтому можно простить все ляпы фильму, который весь от начала до конца — ода прогрессу и космическим полетам.

«Интерстеллар» крут многими вещами. Он крут диалогами, в которых чувствуется, что по крайней мере у одного из его создателей (у сценариста, логично предположить) больше одной извилины в мозгу. Ну например. Вкратце, на Земле была какая-то большая катастрофа, может быть, даже и техногенная. И вот теперь кризис, не хватает хавчика, все заняты выращиванием кукурузы, а технологии в упадке. И сидят крыльце старый чувак и молодой чувак, и старый говорит: в мое время каждый день появлялся новый гаджет, что было, конечно, здорово. Но представляешь: 6 миллиардов, и каждый хочет айфон.

И старый чувак делает отсюда вывод, что выращивать кукурузу на ферме — совсем не плохо, потому что кому она нужна, вся эта техника с ее смартфонами. А молодой чувак, который инженер, молчит, но мы-то вместе со сценаристом знаем, что он думает: наука и техника — это не только смартфоны, но и полеты в космос, и здоровье людей (см. первый абзац), и решение вопроса с хавчиком. А еще это будущее человечества. Потому что да, очень может быть, что именно усиленное производство смартфонов так подгадило всем жителям Земли. И это была ошибка, и ее (спасибо, кэп) теперь нужно исправлять. Но сделать это может только наука. Когда лохматый питекантроп взял в руки палку, он встал на путь прогресса. По этому пути теперь придется идти до конца. Не получится просто взять и отмотать назад, к фермерской идиллии. Идиллия сдохнет с голоду.

Ты, читатель, сейчас плюешься и думаешь, что вот вместо рассказа про фильм поехало авторское словоблудие. Но это не авторское. Все это есть в фильме, и поэтому «Интерстеллар» правда нереально крут.

Чтобы объяснить, придется вставить крупный спойлер. Поэтому если уже решил посмотреть, прекращай читать прямо сейчас. Потом дочитаешь.

А все дело в том, что, по фильму, человечество в далеком будущем — очень развитая цивилизация с целым рядом приятных скиллов, которые сейчас даже во сне не приснятся. И стало таковой, логично, благодаря усилиям героев, сообразивших, что кукуруза их не спасет. И хотя кино в основном о приключениях космонавтов, из него вполне понятно, что главный прорыв сделала такая синечулочная тетка, исписав кучу тетрадей страшными уравнениями с тензорами. А поскольку она — дочка того самого инженера и ученица седобородого физика-теоретика, то все это сливается в одну историю труда кучи людей, и ты аж проникаешься масштабностью их работы, перестаешь мечтать о домике в деревне и идешь читать учебник по матанализу.

Еще раз, краткая выдержка. Страшные уравнения с тензорами сейчас — не сдыхание от голода через полвека — охренительная мощь в будущем. Ну что, до сих пор фильм кажется банальным?

И да, на фоне этой глобальной, как для современного кино, новизны, мне совершенно плевать на штампы американского синематографа, которые, действительно, присутствуют. Кстати сказать, даже они сделаны так, что не вызывают отвращения. Да, среди космонавтов есть молодая симпатичная тетка, на чью прическу не действует невесомость. Но у этой тетки — своя трогательная и понятная история жизни, которая подается в процессе, и она из красивой картинки становится даже живым человеком. Да, один из героев оказывается темной лошадкой и прямо в экстремальных условиях чужой планеты начинает реализовывать свой подлый план. Но и у него есть история, которая объясняет его антисоциальное поведение.

Ради таких историй фильм и растянут на три часа. Можно было бы их выбросить. Можно было бы выбросить место, где герой с детьми 15 минут в кукурузном поле ловит беспилотник, только чтобы показать зрителю, что он — действительно классный инженер. А можно вспомнить, сколько ты посмотрел фильмов, которые вообще того не стоили. «Интерстеллар» – правда длинный фильм с не очень цельным сюжетом. Что с того? В «Сумерках» сюжет цельный, а серии не по три часа. Если мне до сих пор не удалось тебя убедить, смотри «Сумерки».

Откровенные косяки тоже есть, куда ж без них. Чего стоит только один вопрос о том, почему герой именно так общается с дочерью из будущего. Если можешь двигать вещи — возьми и напиши ручкой на бумаге нужные формулы, зачем понты с азбукой Морзе. И почему, если есть технология, которая позволяет тебе это делать, делаешь ты это как будто усилием воли?

Научная часть тоже оставляет вопросы, но это (еще раз спасибо, кэп) нормально для фантастики. Кому интересно — в интернете уже тонны дискуссий с детальным разбором каждого кадра. Важно только помнить, что научный консультант фильма Кип Торн диссертацию по теоретической физике защитил, а писатели комментариев в интернете если и защитили, то не все. Тем не менее, автору рецензии таки интересно, почему после двухчасового приключения героев на планете вблизи черной дыры на Земле прошло 22 года, а после их же маневров на горизонте этой самой дыры дохрена миллион лет на Земле не прошел. Но автор рецензии не силен в теории поля, даже научно-популярную «Гравитацию» того же Торна не читал, поэтому распространяться на эту тему прекращает и идет читать.

Напоследок — есть еще спецэффекты и звук, конечно. Описывать всю эту роскошь здесь нельзя во избежание спойлеров. Но есть такие моменты, особенно… Молчу, молчу.

В общем, если эльфы и гномы привлекают тебя меньше, чем сообразительный ИИ с приятным юмором (каковой в фильме присутствует), иди и посмотри «Интерстеллар» в ближайшем кинотеатре. Не только для того, чтобы полюбоваться на картинку. Надо финансировать хорошее кино, черт возьми. При капитализме единственный способ по-настоящему проголосовать за что-то — заплатить за него. Иди и посмотри фильм — да, ты — иначе еще двадцать лет они будут делать одних «хоббитов».

С. Левина

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (1 vote cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Интерстеллар: о боже, это фантастика. Научная. Настоящая., 10.0 out of 10 based on 1 rating