lgbt

Предисловие

Мы публикуем заметку социально-революционной активистки из России, посвященную проблеме отношения к ЛГБТ в анархистском движении.

Не являясь вопросом первостепенной важности для всех тех, кого он не затрагивает, этот вопрос, по понятным причинам, важен для той части человечества, которая принадлежит к лесбиянкам, гомосексуалам, бисексуалам и трансгендерам. Поскольку для сторонников социальной революции классовая принадлежность и политическая ориентация всегда и везде важнее сексуальной ориентации, для нас люди, принадлежащие к данным группам, не лучше и не хуже других людей. Этим, собственно, и определяется наше отношение к вопросу о ЛГБТ. Не считая борьбу за права ЛГБТ приоритетным направлением деятельности социально-революционного движения, мы выступаем за равенство ЛГБТ со всеми остальными людьми и являемся противниками гомофобии и травли ЛГБТ как инструмента, используемого правящим классом для разделения угнетенных и перенаправления ненависти с истинных виновников общественных бедствий (т.е. с самого правящего класса) на посторонних «козлов отпущения».

Именно эту точку зрения отстаивали опубликованные полтора года назад на нашем сайте статьи (Марксизм для кастратов http://novaiskra.org.ua/?p=278 и Социально-революционное движение и проблема ЛГБТ http://novaiskra.org.ua/?p=284), написанные в связи с возникшим тогда расколом московского анархо-движения из-за отношения к теме ЛГБТ (1)

За полтора года, прошедшие после написания этих статей, положение ЛГБТ в России резко поменялась. В феврале прошлого года можно было говорить, что   «в толерастичных странах развитого капитализма ЛГБТ-сообщество потеряло какой-либо протестный потенциал, а ЛГБТ-движение превратилось в обыкновенную лоббистскую группу. В Иране, где гомосексуалистов вешают, дело обстоит совсем по-иному, и когда там грянет новая народная революция, люди, которые были обреченными и отверженными изгоями из-за своих не зависящих  от их воли сексуальных предпочтений, наверняка внесут свой вклад в народную расправу с ненавистным поповским режимом.

Россия находится где-то на полпути между США и Ираном…» http://novaiskra.org.ua/?p=284

Сейчас Россия резко сместилась в сторону приближения к Ирану. Полтора года назад можно было писать, хотя даже и тогда, возможно, это уже не совсем отражало ситуацию, что «несмотря на принятый недавно в первом чтении Госдумой и законопроект  против пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, о систематическом и неуклонном подавлении ЛГБТ в РФ государством речи сейчас нет. 121-ую статью УК не восстановили и восстанавливать ПОКА не собираются.

Основной проблемой, с которой сталкиваются здесь гомосексуалисты, лесбиянки и трансгендеры, является не государственное подавление, а бытовая гомофобия широких масс населения, именно к которой и апеллирует государство в принимаемых им гомофобных мерах» (http://novaiskra.org.ua/?p=284)

Теперь все не так. Совсем не так.

ЛГБТ стали объектом систематического и неуклонного подавления в РФ. Русское государство выбрало ЛГБТ, ввиду отсутствия в современной России неассимилированных евреев, которых винило во всех бедах России царское самодержавие, в качестве группы, на которую можно вешать всех собак, которую может безнаказанно травить всякая трусливая сволочь и которую можно записать (вместе с «укропами») в виновники тяжелой жизни русского народа в начале 21 века. Подтвердилось то, что было написано полтора года назад:

«Русский капитализм находится в затяжном хроническом кризисе, политическая система путинской России вошла в острый кризис, поэтому правящая группировка, все более теряющая народную поддержку, стремится восстановить ее все более хитрыми путями. «Мы – жулики, воры, казнокрады, насильники, убийцы, но мы же – не пидорасы!».

Этой цели искусственного сплочения всего народа с правящей группой в гетеросексуальном экстазе и служит принятый Госдумой в первом чтении закон против пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних….

Государство играет на гомофобии широких масс народа, законом против «пропаганды гомосексуализма» и православно-патриотической риторикой создавая межклассовое объединение гетеросексуального пролетариата с гетеросексуальными (во всяком случае, публично) эксплуататорами против ЛГБТ….» http://novaiskra.org.ua/?p=284

Принятием закона о запрете гомосексуальной пропаганды государство дало «фас» на травлю ЛГБТ. Команда «фас» была принята к сведению. Начались увольнения учителей – не только ЛГБТ, но и гетеросексуалов. участвовавших в акциях в поддержку ЛГБТ или высказывавшихся в их поддержку. Стало почти нереально проводить открытые публичные акции в поддержку ЛГБТ. Непубличные акции тоже стали проходить под постоянной угрозой их срыва агрессивными православнутыми. В январе 2014 года поп Иван Охлобыстин, призывающей к «изоляции или физическому уничтожению» «носителей содомской чумы» попросил Путина восстановить в Уголовном кодексе ту самую 121 статью «за мужеложество» http://alisa-neverova.livejournal.com/265293.html

Что омерзительнее и страшнее всего, под каток репрессий нередко попадают дети, «дети-404». Некоторые самые вопиющие случаи описывает Лена Климова, создательница паблика «Дети-404»:

«Случай 1. В январе 2014 года в Калужской области 16-летнюю отличницу педагоги заставляли перейти в другую школу. Она написала мне, что ее публично унизили по причине того, что она «пропагандирует своим существованием нетрадиционную сексуальную ориентацию». Мотивировали учителя и директор это тем, что ее голос стал похож на мужской. В итоге девушке запретили устно отвечать на уроках. Все работы теперь она сдает в письменном виде.

Случай 2. В Брянской области в конце 2013-го на контроль в комиссии по делам несовершеннолетних поставили ученицу М., не скрывающую, что она лесбиянка. Комиссия провела проверку, вызывала школьников, чтобы поговорить, не растлила ли их М. В бумаге о том, что девушку поставили на контроль, названа такая причина: «В ходе профилактической работы было выявлено, что ученица девятого класса пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних». Каким образом? М. «открыто признает себя лицом нетрадиционной ориентации»… Правда, когда не без помощи нашего проекте поднялся шум в СМИ и дело дошло до областной прокуратуры, девочку с контроля все-таки сняли» http://alisa-neverova.livejournal.com/265293.html

В некоторых случаях распаленная властями гомофобия уже выходит за пределы, дозволенные властями, и приводит к убийствам. В ночь с 9 на 10 мая 2013 года в Волгограде пьяные гопники с исключительной жестокостью убили 23-летнего Владислава Торнового, которого заподозрили в том. что он – гомосексуал https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE Был ли Владислав Торновой на самом деле гомосексуалом, непонятно (это отрицают не только его родственники, но и ЛГБТ-сообщество Волгограда), факт тот, что, по одной из версий, его страшно замучили, искренне веря, что он – гомосексуал, по другой, еще более сногсшибательной версии, гопники убили его спьяну и в бытовой ссоре, а версию об убийстве за гомосексуализм придумали на следствии, надеясь, что за убийство «пидораса» им ничего не будет (там же). 15 сентября 2014 года в Санкт-Петербурге была зарезана преподавательница квир-танго Екатерина Хоменко http://www.spbdnevnik.ru/news/2014-09-12/tango-smerti–kto-pererezal-gorlo-tantsovshchitse/, причем с высокой степенью вероятности причиной убийства стала именно ее деятельность в ЛГБТ-среде.

Подавление ЛГБТ в России будет иметь политические последствия. Превращение ЛГБТ в избранный российским государством объект травли, в подавляемую группу будет толкать часть ЛГБТ, до того не думавших ни о какой политике и ни о какой борьбе с путинским режимом, к сопротивлению и протесту, приведет к их политизации. С ЛГБТ может повториться то, что произошло с евреями в царской России. Зажимание евреев в гетто и превращение их в козла отпущения привело к уходу немалого количества евреев в революцию. Создавая образ врага на ровном месте и без реальных оснований, путинский режим готовит себе настоящего врага.

ЛГБТ-активисты уже участвовали в антипутинских протестах в 2011-2012 годах – еще до принятия закона против гей-пропаганды. Поскольку ситуация перешла на новый уровень, участие представителей ЛГБТ-сообщества в грядущей русской революции может иметь еще более массовый и серьезный характер.

Дыханием надвигающейся революционной бури веет от гордых слов молодой лесбиянки:

«Я ненавижу страну, в которой я должна защищать любимого человека от смерти, в которой я вынуждена отращивать клыки и когти ради права любить. Эй, вы, там, наверху! Мы существуем! Мы хотим жить! И знаете что? Пока я знаю, что кому-то, как и моей девушке, приходится скрываться, терпеть унижения и глотать слезы обиды, — я буду бороться. Я буду заявлять о себе. Я буду желать смерти всем тем, кто доводит их до слез. Потому что вы, товарищи депутаты, не заслужили ни их жизней, ни их слез. Пошли вы к черту — и встретимся в аду. Если я отправлюсь в ад за то, что люблю, то вы — за то, что убиваете» http://alisa-neverova.livejournal.com/265293.html

Человек, умющий так любить – и так ненавидеть, это наш человек, это наш потенциальный товарищ, это будущий участник будущего революционного шторма в России. И толку для революции от такого человека, прошедшего в путинской России все круги ада, будет куда больше, чем от левацких премудрых пескарей, боящихся сказать что-нибудь про подавление ЛГБТ в России, чтобы их, упаси бог, не сочли «пидорасами»!

Иррациональная гомофобия (не мнимая, а настоящая), если она завладеет чувствами заметной части социально-революционных активистов в России, приведет к тому, что свою политику в грядущей революции, свой выбор друзей и врагов они будут осуществлять не по классовому принципу, а на совершенно других, иррациональных основаниях. Это плохо и вредно.

Гомофобия части социально-революционной среды в России стала развиваться как реакция на подход «анархо-толерастов», считавших отношение к правам ЛГБТ чуть ли не главным вопросом всего анархо-движения. Проблема в том, что гомофобия естественным образом заставляет самих ЛГБТ считать отношение к ним и их правам приоритетным вопросом. И для них в такой ситуации это действительно становится главным вопросом. Почему и как это происходит, хорошо и убедительно показала автор заметки:

«Нас часто упрекают за то, что мы вопрос об отношении к ЛГБТ ставим на первое место (хотя и лично я так никогда не делала), в то время как есть расхождения поважнее. А вот сейчас я стала задумываться: а для еврея в Российской Империи ведь наверняка вопрос об отношении к антисемитизму стоял прежде всех остальных расхождений. Потому что о чём дальше вообще можно разговаривать, если собеседник хочет тебя убить или покалечить только за то, что ты – тот или та, кто ты есть? И это при том забавном факте, что лично в моём случае (по крайней мере насколько я могу судить) в остальном наша политическая позиция совпадала.
Вот и задумаешься тут о том, какие вопросы должны выходить на первое место. Потому что невозможно строить социализм с людьми, которые хотят тебя уничтожить и при возможности непременно так и поступят. Игнорировать эту проблему, значит давать карт-бланш тем, кто чувствует своё превосходство в движении и не желает взаимодействовать на равных».

Время игр и примата иррациональных чувств кончилось. Наступило время революционной политики, когда чтобы побеждать, нужно думать, что делаешь. Никто не обязан любить геев, лесбиянок и трансгендеров, но без ненависти к любому деспотизму и произволу, к любому подавлению буржуазным государством какой-либо общественной группы, не делающей зла другим людям и стремящейся лишь жить согласно собственной природе, без такой ненависти нет революционера и нет социалиста. Не могут быть социалистами те, для кого гендер важнее класса, для кого сексуальная ориентация важнее классового положения человека. Не могут быть социалистами те, кто при оценке товарища считает его или ее сексуальную ориентацию важнее человеческих и революционных качеств этого товарища. Поэтому, чтобы с толком участвовать в грядущей революции и уметь отличать в ней друзей от врагов, социально-революционные активисты должны относиться к ЛГБТ не как к «пидорасам», а как к группе, члены которой не виноваты в том, что они такие, но за свою сексуальную ориентацию, безвредную для всего остального человечества, подавляются сейчас путинским режимом, лишаются простейших человеческих прав и загоняются в гетто. Как к группе, отдельные люди из которой уже сейчас являются нашими равноправными товарищами, а в будущем таких людей может стать еще больше.

Впрочем, украинская революция показывает. что когда начинается действительная борьба широких масс, когда на политическую арену выходят миллионы людей и борются они за действительно важные для них вопросы, вопрос о сексуальной ориентации уходит на задворки. Оценивают людей совершенно не по этому критерию. Доказательством является взлет популярности буржуазного политика Олега Ляшко, героя многочисленных скандалов, в том числе, хотя и не только, гомосексуальных. Всем известный гомосексуализм Ляшко не помешал ему на президентских выборах 25 мая набрать 8% голосов и занять третье место, уступив лишь заведомым фаворитам Порошенко и Тимошенко. Что самое парадоксальное, так это то, что поддержкой Ляшко пользуется прежде всего у …части украинских правых националистов, т.е. у той части политического спектра, гомофобия которой была вне всякого сомнения. Кличка «боевой пидорас», которой наделили Ляшко его противники из группы Коломойского и которую используют также сепаратисты, не лишена странного уважения – да, пидорас, но зато какой боевой!

Ляшко –не наш человек, и вообще личность неприятная, но сама эта сногсшибательная история доказывает, что гомофобия народных масс господствует в их сознании в эпоху общественной реакции и сплошной задавленности, но тает под живительными лучами революции. Антисемитизм не спас царское самодержавие от народного восстания, не спасет от него путинское самодержавие и гомофобия. Будут еще выбирать трудящиеся России председателями Советов гомосексуалов (не только их, разумеется!), а отрядами революционной гвардии еще будут командовать транссексуалки.

Эти светлые времена, разумеется. не придут сами собой. Для ведения антигомофобной агитации среди народных масс сторонники социально-революционных идей из ЛГБТ-среды должны не злоупотреблять странным птичьим языком, поменьше говорить о «квирах», «эйджизме», «эйблизме», «трансфеминизме» и прочих непонятностях. Надо говорить, что травля ЛГБТ – это способ, с помощью которого правящий класс России хочет перенаправить народную ненависть с самого себя на совершенно не повинную в бедствиях народа группу людей. Группу людей, которые не виноваты в том, что родились или стали теми, кто они есть. Группу людей, которым и так приходится очень несладко, и во всяком случае, части которых будет не очень сладко даже и при правильном устройстве общества (речь о трансгендерах, т.е. о людях, чье самосознание не совпадает с их биологическим полам – если вдуматься, товарищи посторонние, то ситуация жуткая, попытайтесь представить, что вас по щучьему велению перенесло в тело противоположного пола, все считают вас не тем, кем вы на самом деле являетесь – как вы себя при этом будете чувствовать?). Наконец, надо говорить, что с кем и как спят достигшие половой зрелости самостоятельные люди – это дело только и исключительно этих людей, дело, в которое ни один православный моралист не должен совать свой высокоморальный нос.

М. Инсаров.

ЛГБТ в анархо-движе: взгляд изнутри (Прямая речь об объективной расстановке приоритетов супротив субъективной воли)
Знаете, сегодня я хочу поговорить о том, что наболело. Но для начала скажу пару слов о себе – я в левом движении с 2008 года, в ультралевом – с 2010 по наши дни, я причисляю себя к той его части, которая стоит за преобразование нашего общества в безгосударственное, бесклассовое и бестоварное общество без эксплуатации и иерархии, основанное на горизонтальных связях и прямой демократии, короче, за либертарный или анархический коммунизм. Для меня всегда стояла на первом месте классовая борьба пролетариата, и все споры последних лет вокруг соотношения ЛГБТ – и женского вопросов и классовой борьбы мне казались вздорными и не стоящими выеденного яйца. Но порой жизнь объективно ставит на повестку дня вопросы, которые субъективно ставить впереди телеги не хочется. Так случилось и со мной.

Так уж получилось, что я транссексуалка, феминистка, да и с сексуальной ориентацией у меня всё сложно. Тем не менее обычно никаких проблем с этим не возникало, за что я бесконечно благодарна нашему либертарному сообществу, в котором в целом ситуация гораздо лучше, чем в среднем по стране. И топила бы я себе дальше за классовую борьбу, занимаясь феминистским активизмом только в фем.кружках, а ЛГБТ-активизмом – только в ЛГБТ-кружках, не поднимая лишний раз эти вопросы в рамках анархического движения, но не тут-то было. Я столкнулась с тем, что казалось мне немыслимым от товарищей, придерживающихся точки зрения, что «анархизм и так всё это подразумевает».

Я пишу этот текст не для того, чтобы кого-то очернить или распиарить, а чтобы обозначить проблему и моё личное к ней отношение. Поэтому я не буду называть конкретную организацию и человека, с которыми были проблемы. Говорю от первого лица, потому что не хочу, чтобы это звучало абстрактно, как наши многие общетеоретические тексты, а максимально конкретно, как мой личный опыт.

Вообще, признаюсь, я не часто сталкиваюсь в жизни с подобной ситуацией, когда ведёшь спокойно с человеком беседу, а тебе в лицо говорят, что тебя и таких, как ты, не считают за людей, посылают, банят и обещают при встрече избить. Ну, от правых такие сентенции вполне понятны, там уже другого и не ждёшь, но от «товарищей»… от того более шокирующе и заставляет задуматься.

Задуматься о том, что чем люди, которые хотят строить социализм для себе подобных за счёт тех, кто отличается от них, отличаются от нацистов, которые строили социализм для своей нации за счёт остальных, например. Нас часто упрекают за то, что мы вопрос об отношении к ЛГБТ ставим на первое место (хотя и лично я так никогда не делала), в то время как есть расхождения поважнее. А вот сейчас я стала задумываться: а для еврея в Российской Империи ведь наверняка вопрос об отношении к антисемитизму стоял прежде всех остальных расхождений. Потому что о чём дальше вообще можно разговаривать, если собеседник хочет тебя убить или покалечить только за то, что ты – тот или та, кто ты есть? И это при том забавном факте, что лично в моём случае (по крайней мере насколько я могу судить) в остальном наша политическая позиция совпадала.

Вот и задумаешься тут о том, какие вопросы должны выходить на первое место. Потому что невозможно строить социализм с людьми, которые хотят тебя уничтожить и при возможности непременно так и поступят. Игнорировать эту проблему, значит давать карт-бланш тем, кто чувствует своё превосходство в движении и не желает взаимодействовать на равных. Мало того, что это противоречит всем анархическим идеалам, так ещё и постоянно вертится в голове вопрос: почему мы столь непримиримы в отношении людей с расовыми предрассудками, но закрываем глаза на отношение к ЛГБТ?
По-хорошему, любая статья должна заканчиваться каким-то выводом или звонким призывом. Но мне нечего вам сказать, кроме просьбы задуматься о написанном выше.

Примечание:

1)         Увлечение левого движения темой ЛГБТ возникло у «новых левых» на Западе в конце 1960-х годов. Промышленные рабочие не оправдали надежд, поэтому Маркузе и его единомышленники стали искать другие дискриминируемые группы, среди которых, по их мнению, социалистическая агитация встретила бы больший отклик. Одной из таких групп оказались сексуальные меньшинства, которые как раз в это время начали осознавать себя как особая группа и и вступили в борьбу за свое равноправие (бунт в Стоунволле в 1969 году и т.д.). На Западе проблема подавления ЛГБТ была относительно решена к концу 20 века, после чего большинство тамошних ЛГБТ-активистов сильно порастеряли свои прежние левые симпатии и превратились в обыкновенную группу давления в рамках буржуазной демократии.

В левые круги России и Украины увлечение ЛГБТ-темой пришло в начале 21 века, по мере ознакомления с новейшими левацкими наворотами на Западе. Оно отсутствовало, например, у российских троцкистов и анархистов 1990-х годов. В начале 2000-х годов был забавный случай, когд аодин троцкист, одним из первых ставший пропагандировать в троцкистской среде западную новолевую инновацию, выдавал себя за гомосексуала, хотя был на самом деле обыкновенным гетеросексуалом. Как и на Западе в 1960-е годы, промышленный пролетариат не оправдал надежд СНГовских леваков, и они пустились в поиски нового революционного субъекта. На достаточно большой промежуток времени в левой среде утвердилось представление, что левак – это прежде всего сторонник защиты прав ЛГБТ и других меньшинств. В обществе, где у большинства народа было множество гораздо более мучительных и тяжелых проблем, а ЛГБТ до поры до времени не были объектом целенаправленной государственной травли, подобного рода левое движение выглядело забавой сытых и благополучных людей – и вызывало отторжение, в том числе и у немалой части сторонников социально-революционных взглядов.

На волне «белоленточных протестов» 2011-2012 годов в анархистское движение пришло немало парней (и некоторое количество девушек) из гораздо более пролетарски-плебейской среды, чем та, откуда вербовались политкорректные леваки раньше. У них приоритет темы прав ЛГБТ вызывал раздражение, в котором сложно переплетались здоровый пролетарский протест против барской забавы и менее здоровая, хотя тоже вполне свойственная немалой части пролетариата, неприязнь к «пидорасам». Стал развиваться конфликт этих «анархо-пацанов» с «анархо-толерастами», приведший в итоге к расколу АД и созданию АД(ср).

«Анархо-пацанизм» изначально не был гомофобским течением, перерождаться в такое он стал из-за изменения ситуации в России. Массовые протесты закончились, их последние всплески потухли, и «анархо-пацаны», как, впрочем, и «анархо-толерасты» оказались предоставлены самим себе и друг другу. Анархо-движение вернулось в свое гетто, из которого пыталось выйти в 2011 – 2012 годах. На этой почве заново изолированные в своем мирке активисты стали заниматься выяснением отношений друг с другом. Естественное фракционное раздражение «анархо-пацанов» против «анархо-толерастов», которое исчезло бы в случае дальнейшего развития массовых протестов (раскололись – и пошли дальше своими путями, есть куча дел, не до воспоминаний о расколе), искусственно поддерживалось в замнутом левацком мирке и в итоге вылилось в серию драк и мордобоев, выглядевших отвратительно, независимо даже от вопроса, кто, насколько и в чем был прав и неправ в каждом конкретном случае.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 6.7/10 (3 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 3 votes)
ЛГБТ, анархо-среда и грядущая революция в России, 6.7 out of 10 based on 3 ratings