cabrinovic

ЧАСТЬ I

Члены организации «Молодая Босния» (далее – «Млада Босна») были в большинстве своем молодыми людьми. Их политическая позиция сформировалась в раннем возрасте, в университетах и читательских кружках. Это были  молодые люди, – им было по 15, 16 или 17 лет. Они жили в Боснии, их терзала жажда знания, они встречались в кафе, клубах, частных домах, – и обсуждали там возможности восстания. Таковы исторические факты – и это гордое наследие Югославие. Я не собираюсь здесь объяснять, почему не «Млада Босна» вызвала Первую Мировую войну. Теперь уже ни один серьезный историк не считает, что именно убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда стало причиной войны. Аристотель в своем определении войны предлагает различать реальную причину и случайный повод. Однако есть совершенно нерешенный вопрос – роль «Младой Босны» в создании Югославии. Для меня больнее всего, что наша псевдонаучная публика утверждает, что «Гаврило Принцип был сербом», младобоснийцы были сербами, и что убийство ими эрцгерцога Фердинанда было актом сербского национализма.

Гаврило Принцип называл себя югославом, он подтвердил это на суде; в последние дни его жизни, когда его рука висела, привязанная веревкой к его плечу, потому что тюремщики не хотели ампутировать ее ему в госпитале, он, в тюрьме, в предсмертном бреду говорил, что твердо помнит, что не верил в бога, даже когда был ребенком. Когда судья спросил его, верит ли он в бога, Гаврило только улыбнулся; когда судья спросил его, не потому ли он убил Фердинанда, что эрцгерцог верил в бога, Гаврило Принцип сказал, что этот вопрос для него полностью безразличен. Наконец, мы не должны забывать одну вещь: во время процесса подсудимые издевались над судом и предлагали судьям «позвать вашего бога, чтобы он выступил в качестве свидетеля и рассказал, как на самом деле произошло убийство». «Млада Босна» была антиклерикальной, антишовинистической югославской организацией с великими освободительными идеями, организацией, стремившейся модернизировать этот отсталый регион. В период формирования своих политических взглядов Гаврило Принцип написал письмо, в котором  рассказывал, как познакомился с Иво Краньчевичем : «Мы думаем одинаково о политических и философских вопросах – думаем как люди. Одни и те же вещи делают нас счастливыми, мы читаем одни и те же книги – но он хорват, а я серб. Поэтому я думаю. что такое деление на самом деле не существует». Он сам рассказывал,  что сербские радикалы – великосербские националисты —  нападали на него. Но это никогда не упоминалась в официальных заявлениях журналистов, писавших для того или иного правительства. Это ужасное и безжалостное убийство замечательной идеи, идеи «Младой Босны», республиканской,  антиклерикальной ассоциации славян сначала на культурном, а затем и на политическом уровне, идеи освобождения женщины… и прежде всего освобождения народа, находящегося под оккупацией. Все, кто утверждает, что «Млада Босна» была террористической организацией, должны понимать исторический контекст –  в те времена убийство было способом борьбы за освобождение. Босния была оккупированной территорией, и протест Гаврилы Принципа и его товарищей был выражен с помощью пули, убившей человека, которого считали тираном и оккупантом. Но я не историк и не собираюсь писать здесь историю их времени. Для меня члены «Младой Босны» важны как люди; меня интересует среда, откуда вышли такие люди, как Габринович, Принцип или Илич; меня интересуют их внутренние конфликты, связанные с их политическими идеями. Меня интересует развитие их политических идей – потому что я полностью разделяю эти идеи.

Они читали Золя, Толстого, Достоевского; их мучил вопрос. имеют ли они право убить человека; это моральный вопрос, который не зависит ни от какой религии и ни от какой политической догмы. Итак, эти ребята сидели в кафе, зная, что они должны сделать что-то, потому что они хотят что-то сделать – они ясно понимали это, и тут им передали газету, в которой была фотография Фердинанда, который должен был приехать в Сараево 28 июня, а рядом с фото было написано на кириллице: «Здраво!» («Привет!»), – и ничего больше. Габринович, социалист и анархист, посмотрел на фото, посмотрел на подпись –  и спросил Принципа, что это значит, а Гаврило ему ответил «Видишь, это оккупант».

Младобоснийцы до самого суда не до конца понимали, что «Черная Рука» (1) дала им не только револьверы и бомбы, но и яд, который не действовал. «Черная рука» пожертвовала ими, чтобы сделать из них мучеников. До самого суда они этого не понимали, потому что верили в свои идеалы. Они игнорировали разницу между своей организацией и «Черной рукой», потому что следовали своим идеям. Это интересный исторический конфликт – очень интересно, как «Черная Рука» использовала «Младу Босну» для реализации своих ретроградных идей.

Тито реабилитировал Младу Босну и открыл посвященный ей мемориал в 1953 г. «Млада Босна» должна была быть прославлена в идеологическом смысле – она была Югославией до Югославии, ее стремления были социалистическими, даже коммунистическими. В 1990-е годы, в период нападения на Боснию, все сербские националисты, от Матии Бечковича (2) до Радована Караджича, говорили про Гаврилу Принципа как про «великого серба». Прославляя Гаврило Принципа как серба – потому что он был рожден сербом, а не идею «Младой Босны», они разрушили все позитивное, что существовало в Югославии, все, к чему стремилась «Млада Босна».

В Сараево, в начале осады, разные вооруженные банды пытались ворваться в Музей «Младой Босны» и сжечь все ее следы. С начала до конца осады Сараево хранитель  музея Байро Гец, сараевский еврей, дневал и ночевал в Музее «Младой Босны» и защищал ее наследие изо всех сил. И вот, мы можем видеть, как человек, не серб, а сараевский югославский еврей, ночует в музее и люди говорят ему: «Мужик, ты в осажденном Сараево, Радован Караджич стреляет в нас – тот самый Радован, который божится именем Гаврила Принципа» – а Байро им отвечает: «Ни фига! Гаврило Принцип – не его. Гаврило – мой, и я его не отдам! Зубами и когтями я буду защищать его».

Тема, которую я предлагаю здесь обсудить – это вопрос о том, как мы оказались в ситуации, когда единственный способ покончить с насилием – это новое насилие; не кириллица, не великосербская пропаганда, не разжигание национальных конфликтов, которые не имеют ничего общего с «Младой Босной» и не нацистские оргии. В дискуссиях о протестах и активизме мы должны понять, какими людьми были эти ребята, входившие в «Младу Босну», что значит верить в идею, жить и умереть для нее; что значит быть жертвой своего собственного деяния. Для Гаврилы в тюрьме самым мучительным днем каждого года было 28 июня, когда, в соответствии с приговором, его оставляли в карцере – без кровати, еды и воды, в темноте, чтобы он мог подумать о том, что наделал.  Он жил со своей историей, его рука отваливалась. Что может быть более символично? Его рука, которой он застрелил Франца-Фердинанда, отваливалась. И да, он не каялся. Вы можете сравнить его с Аписом (3), почитать письма Аписа из тюрьмы, где он молит об амнистии – он кричал о помиловании до конца своей жизни, над своей собственной могилой он кричал и просил «Подождите, я хочу выкурить еще одну сигарету! Подождите, я не могу увидеть отсюда море! Подождите, не убивайте меня сейчас!» Человек, который написал УСТАВ «Черной руки», где говорилось, что единственный способ выхода из организации – смерть; человек, который говорил, что за малейшее предательство, за малейшее нарушение Устава может быть лишь одна мера наказания – смерть, этот человек визжал и просил «пожалуйста, не надо, подождите, я хочу выкурить еще одну сигарету, не убивайте меня сейчас, пожалуйста!». Апис был одной из самых зловещих и мрачных фигур за всю историю Балкан. Он – злодей шекспировского типа, презренный трус, который – как об этом свидетельствуют даже историки, симпатизирующие ему,  чудовищно унижался перед лицом смерти.

Итак, «Млада Босна» была совершенно противоположна «Черной Руке» и ее членам.

ЧАСТЬ II. Неделько Чабринович – социалист, анархист и националист.

«Младу Босну» следует воспринимать как хрупких храбрых юношей, проживших свои единственные жизни в стране, которая давила их, в реальности, которую было невозможно терпеть, и они не знали, что и как делать, но они знали – то,  что есть сейчас, не продлится вечно, и они чувствовали потребность в великом, пусть и безумном деянии, у них была безумная храбрость, их руки тряслись и слезы выступали из глаз, когда они думали про убийство, – но они были готовы умереть. Мы можем видеть самих себя в их идеях. В «Младой Босне» я нахожу свою собственную безумную потребность изменить мир, вынуть камень из моих туфлей, который мешает мне идти – даже если мои туфли будут при этом уничтожены. То, что они говорили про национальные чувства, культурный союз и т. д., выражало их стремление к освобождению маленького народа, освобождению его от экономической эксплуатации – и это было сердцевиной идей «Младой Босны».

Самым близким другом Принципа, после Данилы Илича, был Неделько Чабринович, непосредственно участвовавший в покушении  на Франца-Фердинанда. Он был гораздо более сложной личностью, чем Гаврило, и его жизнь не была наполнена «молоком и медом». Он родился в Сараево в 1895 году в семье со средним достатком. Его отец был владельцем маленького кафе и, по словам Чабриновича, «занимался позорной деятельностью полицейского доносчика». Стыдясь своего отца, Неделько рано покинул дом и школу и начал работать. Позднее он стал гравером в сараевской типографии. Очень рано он прочитал множество книг, и, если верить его товарищам, был одним из самых образованных людей в их среде. В отличие от большинства членов «Младой Босны», он встал на путь не национальной, а социальной революции. Он был возмущен нищенскими условиями жизни всего рабочего класса в той же мере, в какой был возмущен собственными тяжелыми условиями жизни.

Как враг правящего класса. он участвовал в организации стачек в Сараево и других городах Боснии, за что подвергался преследованиям. В 1912 году он участвовал в стачке типографских рабочих, за что подвергся полицейским репрессиям. В Требинье он провел 3 дня в тюрьме, заподозренный в организации стачки в типографии, в организации стачки типографских рабочих, разрушении печатных машин и нападении на штрейкбрехеров. Он верил в слова Светозара Марковича  (4), что в небольших странах идеи стоят столько же, сколько стоят люди, которые борются за эти идеи.

Скорее всего, он стал бы непоколебимым пролетарским революционером, если бы не увидел лицемерие в типографии в Шиде,  где печатались социалистические памфлеты. Типография была известна как «социалистическое гнездо». Ее владельцы, известные «борцы за социальную справедливость», нанимали на работу детей 10-13 лет и заставляли их работать долгие часы за крошечную плату.

Разозленный лживостью «вождей рабочего класса», он ушел из типографии. После этого он познакомился с Принципом, который убедил его соединить революционную социалистическую энергию с национальными целями. В Белграде он в основном встречался с Принципом и другими изгнанниками из Боснии в кафе «Зла Моруна» на улице Зеленый венец (это кафе существует и сегодня, сейчас оно называется «Триглав»).

Драголюб Госпич позднее скажет, что Чабринович «был романтическим, сентиментальным парнем, который привязывался всей душой к каждой хорошей мысли, каждой революционной фразе, каждому героическому жесту, бешеный, решительный и преисполненный энтузиазма». Данило Илич сказал как-то, что Чабринович бросил бомбу в Фердинанда, чтобы завоевать доверие товарищей.

Для своих товарищей он написал список литературы, которую «надо прочитать, чтобы отличать правду от брехни, которую рассказывают нам попы». Этот список сохранился. Из-за плохого почерка, одно название невозможно прочитать, другие понятны (список приводится в конце нашего текста).

Это, наверное, самые важные книги. Они хранились дома, упоминались в разговорах, их друзья вспоминали эти книги спустя много лет, из них приводились цитаты и на их полях писались заметки. Такие книги обычно входят в «читательский осадок», в то, что осталось в памяти от всех прочитанных книг – а это единственная библиотека, которая остается у человека при всех превратностях его судьбы, единственная, которая формирует его и руководит им. В читательском осадке «Младой Босны» была смесь  анархистской литературы, революционных мемуаров, пессимистической поэзии, социалистических программ, эпоса, учебников эзотерики… это мощный коктейль, который пьянит и гораздо более сильных и взрослых людей, чем Неделько, Гаврило и их товарищи.

И если члены «Младой Босны» были националистами, они, по их собственному признанию, были югославскими националистами. Иными словами, их национализм был не этническим, а прогрессивным национализмом. Тут та же ситуация, как с вопросом, были они героями или нет. Я вспоминаю интервью с солдатом, защитником Сараево в начале 1990-х годов, Изетом Байрамовичем Чело, который сказал, что «он не хочет быть босняцким (5) героем, и может быть только героем всех народов Сараево – или не быть героем вообще». То же самое с «Младой Босной». Если они были героями, то они были героями всего югославского народа, потому что в многонациональном регионе они могли быть либо героями всех народов – либо не быть героями вообще.

Действительно, в отличие от националистов Пашича (6), Драже Михайловича  (7) или Милошевича, «Млада Босна» никогда не хотела объединяться с великими державами. Их югославский национализм стремился к солидарности всех порабощенных народов на балканской земле. А что они думали бы о четниках и современных наследниках великосербской идеологии, они показали своим актом, которым они выразили свое отношение к этнонационалистическому правительству Пашича, актом, когда они выстрелили одновременно в империализм и местный этнонационализм.

Со всей юношеской патриотической энергией, воспитанной заговором боснийской революционной молодежи, 28 июня 1914 года Неделько Чабринович бросил бомбу во Франца-Фердинанда и его эскорт, бомбу, вытащенную из своего кармана – а в другом его кармане лежала «Подпольная Россия» Степняка Кравчинского!…

Список книг
-1 мая 1907
-Программа и организация социал-демократической партии в Хорватии
-Голос народа
-Социал-демократический календарь на 1907 год
-Прогресс социал-демократии в Хорватии и Словении в 1904-1906 годах
-Взгляд на клерикализм в Хорватии
-Объяснение социалистической программы
-Коммунистический манифест
-Пролетариат и классовая борьба
-Закон  о преступных актах и социал-демократия
-Социализм и национальная борьба
-Закон об обеспечении рабочих
-Что такое власть народа
-Рабочая борьба
-Право на жизнь
-Земной рай
-Как новая буржуазия грабит рабочих
-Исповедь папы Александра II
-Бойкот
-Что такое власть рабочих
-Социалистические муниципалитеты
-Речь иезуитских генералов
-Главный долг социал-демократа
-Рождественская клятва
-Не предавай своих братьев
-Что такое всеобщее, равное, тайное и пропорциональное избирательное право

1). «Черная рука» – тайная военная организация, созданная сербскими офицерами – см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0 Интересно, что в статье на русской Википедии тоже говорится, что «различие между «Молодой Боснией» и «Чёрной рукой» состояло в том, что первая придерживалась республиканских и атеистических идей и стремилась объединить балканские народы под эгидой «южнославянства», а в последнюю входили сторонники авторитарного  и клерикального мировоззрения, стремящиеся создать великое пансербское государство»

2). Матия Бечкович – сербский писатель и поэт. Он является одним из самых известных сербских поэтов 20-го века и полноправным членом Сербской академии наук. Сторонник великосербского шовинизма.

3). Апис – Драгутин Димитриевич, лидер «Черной руки», замешанной в убийстве Франца Фердинада, эрцгерцога Австрии в июне 1914 года. Димитриевич и некоторые его соратники по «Черной руке» были арестованы сербскими властями в декабре 1916 года по обвинению в попытке убийства регента, Александра I Карагеоргиевича. 23 мая на т.н. «Салоникском процессе» Димитриевич был признан виновным в государственной измене. Месяц спустя, 24 июня 1917 года он и двое других членов «Черной руки» были расстреляны взводом солдат.

4). Светозар Маркович  (1846-1875) – основатель революционного социализма на Балканах. Был близок по своему мировоззрению к русскому революционному народничеству.

5). Слово «босняки» используется как название боснийцев-мусульман, тогда как «боснийцы» – это все проживающие в Боснии.

6). Никола Пашич  (1845-1926)- сербский политик, многолетний лидер Радикальной партии, неоднократно занимал пост премьер-министра. Сторонник великосербского шовинизма.

7) Драголюб (Драже) Михайлович (1893-1946) – генерал королевской армии, во время Второй мировой войны – командир сербских четников. Расстрелян по приговору суда ФНРЮ в июле 1946года за политику этнических чисток и сотрудничество с оккупантами.

Ло Буздяк

Оригинал статьи находится здесь http://samo-sekundu.blogspot.com/2014/06/mlada-bosna-anarchist-nedeljko.html

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.5/10 (2 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)
"Млада Босна" и анархист Неделько Чабринович, 9.5 out of 10 based on 2 ratings