Еще недавно казалось, что Россия навеки уснула в болоте безысходности и квасного патриотизма, но выступление дальнобойщиков буквально прогремело словно взрыв, приковав к себе внимание всех — власти и оппозиции, левых и правых, богатых и бедных, столичной богемы и широких народных масс.

Дальнобойщики блокируют дорогу

Дальнобойщики блокируют дорогу

Такого массового и сплоченного выступления наша страна не видела уже давно. После общедемократических выступлений 2011-2012 годов, мы имеем дело с самым сильным и организованным выступлением. И в отличие, от столичной довольно полубогемной публики, на этот раз поднялись простые мужики, которые могут и по хлебалу монтировкой дать.

Всероссийская акция дальнобойщиков началась 11 ноября, и выступления продолжаются до сих пор. Затем в разных российских городах происходили акции, собиравшие сотни участников. Где-то это были митинги, где-то перекрытия дорог или замедленное движение по дорогам, дальнобойщики также вставали у обочин, а проезжавшие мимо водители легковушек высказывали свое одобрение гудками.

После региональных акций водители начали стягиваться в Москву. Полиция начала останавливать протестующих и мешать съезжаться в Москву. Дагестанских дальнобойщиков, которые были в авангарде выступлений, остановили в Калмыкии. Тем не менее, к 4-5 декабря, часть водителей собралась в Москве, создав серьезную пробку на МКАДе и устроив митинг в центре города.

Среди левых и окололевых групп сразу же после начала выступлений разгорелась дискуссия. Как обозвать такие выступления? К кому причислить протестующих — к пролетариату или мелкой буржуазии?

Сами споры обычно на этом и заканчивались, и походили на переливание из пустого в порожнее: если пролетариат, то мы поддерживаем, а если мелкая буржуазия, то игнорируем — пусть себе протестуют. Ряд левых групп просто оказал поддержку дальнобойщикам публикациями или акциями (что само по себе не плохо), не проводя никакого анализа. Ряд групп напротив просто проигнорировал данные выступления. Анархисты же анализировали данные выступления в духе «народ против государства», а классовый анализ самого «народа» анархисты, даже самые социальные, обычно не проводят. Между тем, событие для современной России из ряда вон выходящее, и одного краткого комментария на эту тему будет явно не достаточно.

Итак, кто такие протестующие дальнобойщики? По сообщениям из разных материалов мы видим, что там есть и наемные работники-водители, работающие на фирмы, есть и владельцы небольших фирм, имеющих несколько грузовиков, и нанимающих к себе работников. Основная же масса — индивидуальные предприниматели, как их обычно называют, то есть владельцы одного грузовика, не имеющие наемных работников, самостоятельно берущие и выполняющие заказы.

Кто же эти пресловутые ИП? Пролетарии или мелкие буржуа? Если ставить вопрос таким образом, то ответа на него мы не добьемся. Марксисты, анархисты и другие социалисты били копья по этому вопросу не один раз. Ряд социалистов всегда утверждал, что они являются мелкими буржуа, так как у них есть собственность на средства производства. Другой ряд говорил, что они полупролетарии, так как никого не нанимают и не эксплуатируют. Но если подходить к классовому анализу не как к догме, а как к практическому руководству, то для нас становиться совершенно не важным, какой ярлык навесить на этот слой трудящихся. Гораздо важнее для нас понять то, какую роль играют эти выступления в нынешних условиях, в современной России.

Итак, кто же такие наши любимые индивидуальные предприниматели? С одной стороны, они не нанимают к себе никого, то есть не являются эксплуататорами. Они, напротив, эксплуатируемы, хотя и не в том смысле, в котором пролетарии эксплуатируются буржуазией. В чем заключается эта эксплуатация? Вследствие конкуренции они вынуждены выставлять низкие цены на свои услуги, что выгодно их заказчикам, но не выгодно им самим. Региональные и всероссийские монополисты — владельцы автостоянок, заправок, производители запчастей, напротив, извлекают выгоду, поставляя свои товары по завышенным по сравнению с рынком ценам. Если же дальнобойщик взял свою фуру в кредит, то он эксплуатируем банковским крупным капиталом. Ну и наконец, государственные чиновники, собирающие всевозможные пошлины, так же эксплуатируют мелкого производителя.

С другой стороны, сам этот мелкий предприниматель, является владельцем какой-никакой собственности. Стоимость фуры — от одного до нескольких миллионов рублей — может позволить себе далеко не каждый наемный работник. Это все-таки средства производства и более значительные, чем инструменты сантехника или ноутбук фрилансера. Но что более важно, что такая работа воспринимается как независимая. Наемный работник не может отказаться делать то, что велит ему начальник, не уволившись. ИП может перестать обслуживать неадекватного клиента, хотя это и чревато финансовыми трудностями. То есть есть некоторая видимость свободы, работы «на себя», а не «на дядю». Так же наемный работник вместе с коллегами по цеху противостоит своему начальству. ИП противостоят только чиновникам и монополистам, но это противостояние другого рода. Труд ИП — труд самостоятельный, труд наемного работника — коллективный. Наконец, ИП имеет надежду на расширение своего бизнеса — в данном случае на закупку новых грузовиков, под которых он уже наймет работников. Тем более, что ситуация до обострения кризиса это позволяла — большая часть малых и средних нанимателей выросла как раз из таких перевозчиков. Так что несмотря на угнетение, которое предприниматель терпит от государства и от монополистов, ему гораздо сложнее на личной практике понять достоинства коллективного планового хозяйства, за которое выступают социалисты.

Итак, индивидуальный предприниматель находится посредине между нанимателями и наемными работниками, имеет общие интересы и с теми и с другими. Весь вопрос заключается в том, к кому присоединиться этот индивидуальный предприниматель в тех или иных условиях. Будет он «за белых или за красных».

На данный момент, правда, дальнобои не «за белых» или «за красных», а за отмену «Платона». «Белые» же (даже те, кто как КПРФ или СР притворяются красными) сидят сиднем во власти или возле её кормушки, и надеются удержать пошатывающийся трон «духовными скрепами» ненависти то к украинцам, то к американцам, то к туркам. «Красные» же настолько слабы и разрозненны, что на данный момент — и это нужно честно признавать — за них никто из простого народа не пойдет — не только мелкие собственники, но и даже самые рабочие из самых пролетариев.

Что же мы можем сказать про выступления против «Платона»? Хотя эти выступления и носят социальные, а не политические требования, они носят демократический характер. Более того, это классические демократические требования, которые были характерны для буржуазно-демократических революций 18-19-го веков. Сейчас для нас словосочетание «демократическая революция» обычно означает выступление за свободу слова, печати, собраний, против авторитарных лидеров и полицейского насилия. Все это присутствовало и в классических буржуазно-демократических революциях. Но не только это.

"Нет платным дорогам"

“Нет платным дорогам”

Один из ключевых вопросов, который приводил к революциям — это экономический вопрос, вопрос о всевозможных пошлинах, поборах, налогах, которые аристократы и чиновники при абсолютизме накладывали на широкие массы населения, и которые этим широким массам надоедало терпеть. Нечто похожее мы видим и сейчас, только вместо земельной аристократии основным инициатором пошлин и поборов является монополистический капитал, а к нему присоединяется многочисленная чиновничья рать от высшего руководства до мелкого мента-взяточника.

Дальнобойщики — не первые из числа мелких предпринимателей, кого обкладывают такими поборами. В Москве, например, чиновники в угоду крупным торговым сетям, закрывают рынки, мелкие палатки возле метро. И таких поборов, накладываемых на мелкое предпринимательство, и даже на среднюю буржуазию, множество.

А нам то, что, скажут наши левые, те которые из убермарксистов, так и не понявших Маркса? Наоборот, дескать, хорошо: мелкий буржуй разоряется, крупный капитал монополизируется. Реакционный это протест, мелкие буржуа не хотят разоряться, а им уже пора это делать, а мы пойдем дальше рабочим газетки раздавать, поворчат леваки.

Только вот это явно не тот случай. Когда переход мелкой буржуазии в пролетариат прогрессивен и выгоден для общества? В тех случаях, когда мелкое индивидуальное производство вытесняется крупным промышленным например. То есть, вообще говоря, когда крупным капиталом внедряются новые технологии, которые мелкие предприниматели себе позволить не могут.

Применительно к нашей ситуации — это как если бы крупные транспортные перевозчики вводили бы для себя передовые системы логистики, строили скоростные грузовые магистрали или вообще автоматизировали бы передвижение грузовиков по дорогам(подобные технологии уже появляются в мире) и за счет этого успешно бы конкурировали с мелкими фирмами. Или, если бы грузовых перевозчиков успешно вытесняли скоростные железнодорожные или авиаперевозчики (путем открытия аэропортов в средних городах). Короче, если бы речь шла о концентрации капитала.

Но что стимулировало бы эту ситуацию? Например, обложение бизнеса прогрессивным налогом на прибыль, а граждан — прогрессивным налогом на доходы, что вынуждало бы крупные транспортные компании извлекать прибыль не из «приближенности к императору», а благодаря росту эффективности производства. Или же жесткое соблюдение и постепенное улучшение прав наемных работников (что вообще нереально в условиях обширного демпинга со стороны разоряющихся и идущих работать по найму мелких перевозчиков), что заставляло бы крупных перевозчиков извлекать прибыль не из сверхэксплуатации рабочих, а из увеличения производительности труда. Либо же вообще национализация (в условиях конечно максимально демократической, а не бюрократически-чиновничьей власти) крупных перевозочных фирм и централизованное внедрение новых технологий.

Ни о чем выше перечисленном речи нет! Напротив, новые поборы по отношению к мелкому предпринимателю только позволяют близким к власти монополистам чувствовать себя вольготно, не вкладываться в новые технологии, выдавливать все соки из работников (смотри, Вась, там десяток дальнобоев свои грузовики продали, могу их нанять вместо тебя, так что цыц — прав у тебя нет!), и просто продолжать жиреть и безнаказанно грабить страну.

Так что нынешнее выступление дальнобойщиков против поборов и кучи налогов, хотя и межклассовое, но очень даже прогрессивное для нашей страны.

Более того — эти выступления – начало чего-то большего, а именно — разгорания демократической революции. А на сегодняшний день, при таком разрозненном состоянии рабочего движения, при той слабости социалистических организаций, демократическая революция в России — вещь с одной стороны неизбежная, с другой стороны, необходимая. И левые, имеющие в качестве своей цели революцию социальную, должны учесть этот факт.

И вот именно дальнобойщики становятся той силой, которая эту демократическую революцию начнет. И если «Болотная» была массовым демократическим выступлением в пределах одной Москвы и ряда городов миллионеров, то дальнобойщики протестуют по всем регионам и получают поддержку от жителей всей России. Да, большинство из водителей говорят, что не выдвигают никаких требований, кроме экономических, кроме отмены «Платона». Но видно, что изначально лозунги были в духе «Путин, помоги», то сейчас этого уже нет. Множество дальнобойщиков уже явно настроены против Путина, а тем что он в своей недавней публичной речи трусливо проигнорировал эти выступления, он только разозлил водителей. На митинге 5 декабря в Москве уже открыто выдвигались требования отставки правительства и выступающие заявляли, что Путину наплевать на дальнобойщиков. Политическое сознание народа растет в процессе борьбы. Попытки игнорировать выступления для властей, как мы видим сейчас, полностью провалились.

Митинги на Болотной 2012

Митинги на Болотной 2012

После того как игнорировать протест стало невозможно, его попытались оседлать. Ручные оппозиционеры из КПРФ, СР и прочих пытаются спустить протест на тормоза, изматывая людей бесчисленными митингами. Возникший неизвестно откуда господин Котов со своим профсоюзом пытается изображать из себя лидера движения, хотя даже не поддерживает главное требование — отмены «Платона», а говорит лишь о том, чтобы отложить его введение. Наконец, черносотенцы из НОДа пытаются убедить дальнобойщиков выступать в сторону больших полномочий для президента!

Но и эти фокусы перестают работать. Уже мы видим, как провластный профсоюз под руководством г-на Котова теряет свое доверие среди дальнобойщиков, а его постоянные предложения перенести акцию на потом не находят больше поддержки. Водители с хохотом разбегаются с акций НОДа, видя что этим господам наплевать на интересы водителей, лишь перед Путиным выслужиться. Наконец, и от бесполезного шатания по КПРФовским митингам, люди устают и переходят к более решительным действиям.

К слову, эти решительные действия находятся всецело в рамках закона. И в данных условиях это только идет на пользу движению. Мы видим, что государственным чиновникам практически не удается придраться к действиям водителей, а водители хорошо организованны и не поддаются на провокации. Это позволяет водителям собрать свои силы и заручиться массовой поддержкой общества.

Но долго так продолжаться не может. Очень маловероятно, что правительство пойдет на попятные, и отменит «Платон». В 2005-м, когда после выступлений пенсионеров, власть отступила и пошла на компромисс по вопросу о монетизации льгот, экономика была на подъеме, цены на нефть росли, поэтому такая уступка была не очень страшна для власть имущих. Сейчас экономика страны находится в глубоком кризисе, прибыли крупнейших дельцов страны падают, а система уже разработана, потрачены немалые деньги. На такие потери крупные монополисты не пойдут. Ну и понятно, что Путин не нарушит договор с паханами из-за выступлений какого-то протестующего быдла.

Пока что власть не готова к силовому разрешению конфликта, пытается спустить все на тормоза. Задержания организатором протеста носят единичный характер, было несколько попыток разогнать акции, но в целом власти терпят и боятся эскалации конфликта. Но очевидно, что власти не смогут терпеть парализацию движения, вызванную акциями-«Улитками», особенно если речь зайдет о Москве. И если не удастся взять дальнобойщиков измором, то тогда между властями и протестующими начнется жесткое столкновение.

Так что то, что пока водители не поддаются на провокации — это хорошо. Они могут собрать больше сил для противостояния властям в центре, до того как их начнут массово разгонять. Но уже сейчас необходимо готовиться к активной борьбе, во время которой призывы не нарушать закон и мирно подставляться под удары омоновских дубинок будут вредны. Когда речь зайдет о прямом столкновении, мы можем призвать водителей только к физической борьбе, а не пассивному послушанию.

А что же в это время некоторые «коммунисты» говорят? Почитайте «Рабочий Путь»! Сначала они активно поддержали выступление и помогли распространить информацию о нем, за что им конечно большое спасибо. Но что потом? Они внезапно заявили, что оказывается, забастовка стала направлена «в сторону реакции и установления фашизма, выгодную и удобную крупным монополиям и олигархии и действующей в их интересах российской власти» и призвали водителей «завершить забастовку»(1). Почему же произошел такой резкий поворот?

Оказывается, можем прочитать мы из статьи этой группы, забастовку попытались оседлать провластные структуры, такие как НОД, КПРФ, ЛДПР, СР, ТИГР и либералы. Да еще и «ведущую роль стала играть мелкая буржуазия (хозяева небольших транспортных компаний, использующие наемный труд), а не численно многократно превосходящий ее пролетариат и полупролетариат (индивидуальные водители-дальнобойщики), как это было до 19 ноября». Как они смогли это установить, не проводя опросов участников в начале выступлений и потом, никому неясно. Но факты ничто, если есть верная сталинистская теория.

Итак, ребята выбрались откуда-то из параллельной реальности. Мне интересно, был ли у нас в России хоть один массовый протест, который не пытались оседлать всевозможные псевдооппозиционеры, оппозиционеры и либералы. Только вот скажите, на каком основании из-за этих попыток надо расходиться по домам? Напротив, необходимо сообщать протестующим о том, что эти партии тянут протест в болото, и ни к чему хорошему сотрудничество с ними не ведет. Итак, вместо того, чтобы призывать дальнобойщиков действовать независимо от кучи буржуазных вождей, «Рабочий путь» предлагает самоустраниться от борьбы. То есть по сути даже и не начинать собственно борьбу — помитинговали две недели, и хватит. Готовьтесь к следующим боям — каким, как, когда? Хорошие советчики! К счастью, дальнобойщики сами начинают понимать, куда могут завести их союзы с сомнительными партиями и начинают действовать без них. К счастью, не все левые таковы, и мы видим, что товарищи с Вестника Бури здраво поняли ситуацию (2).

Так что сейчас самое время социалистическим группам поддержать дальнобоев, их демократические требования, что будет полезно как самим дальнобойщикам – они получат независимую от провластных структур информационную поддержку, так и самим социалистам – мы получим хороший опыт работы с народом и сможем (какие бы ни были итоги выступлений) показать себя как сила, действующая в интересах народных масс, на деле, а не на словах защищающая демократические требования простого народа (а именно такие требования сейчас будут все более актуальны в глазах простых людей), а в перспективе и классовые требования пролетариата.

Что мы можем сделать:

1)Распространять по своим каналам информацию о выступлениях дальнобойщиков.

2)Посильно помогать протестующим водителям — кто организацией, кто юридической поддержкой, кто материально.

3)Объяснять связь политических и экономических явлений. Недостаточность одной отмены «Платона» без борьбы за расширение прав трудящегося населения, в конечном итоге за власть трудящихся.

К чему мы можем призвать дальнобойщиков:

1)Не верить заявлениям и обещаниям власти и не расходиться до достижения своих требований.

2)Не верить всевозможным примазывающимся партиям, движениям и псевдопрофсоюзам, которые пытаются увести протест в сторону, спустить его на тормоза.

3)Заранее готовиться к решительным действиям, к физическим столкновениям, хотя и не провоцировать власти раньше времени.

Ссылки:

1)http://work-way.com/vserossijskaya-zabastovka-dalnobojshhikov-analiz-i-perspektivy/

2)http://vestnikburi.com/pochemu-i-kak-myi-dolzhnyi-podderzhat-dalnoboyshhikov/

Гаврошенко

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (1 vote cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 2 votes)
Протест дальнобойщиков. Небольшой анализ, 10.0 out of 10 based on 1 rating